«Согласовано» на заседании педагогического совета ФМОБУ лицей №1 с.Болыиеустьикинское СОШ с.Новому слюмово Протокол №1 от 24.08.2021 г «Согласовано» на заседании родительского комитета ФМОБУ лицей №1 с.Болыиеустьикинское СОШ с.Новомуслюмово Протокол №1 от 23.08.2021 г «Согласовано» на заседании ученического совета ФМОБУ лицей №1 с.Болыиеустьикинское СОШ с.Новомуслюмово Протокол №1 от 23.08.2021 г Программа воспитания филиала муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №1 с.Болыиеустьикинское средняя общеобразовательная школа с.Новомуслюмово муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан о ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания филиала МОБУ лицей №1 с. Болынеустьикинское СОШ с. Новомуслюмово (далее - Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утверждённой 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования. Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа является обязательной частью основных образовательных программ филиала МОБУ лицей №1 с. Болынеустьикинское СОШ с. Новомуслюмово и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы. Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Филиал МОБУ лицей №1 с. Болынеустьикинское СОШ с. Новомуслюмово находится в селе Новомуслюмово Мечетлинского района Республики Башкортостан, является средней общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 сентября 2021 года составляет 60 человек, численность педагогического коллектива - 9 человек. Обучение ведётся с 1 по 9 класс по двум уровням образования: начальное общее образование и основное общее образование. Филиал МОБУ лицей №1 с. Болынеустьикинское СОШ с. Новомуслюмово (далее - школа) это сельская школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и школ искусств. Социокультурная среда села более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и культурным центром села. Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Практически все педагоги школы знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями. 1 В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы. В процессе воспитания сотрудничаем с сельским домом культуры, администрацией Болынеустьикинской сельской администрации, КДН и ЗП, ПДН ОВД Мечетлинского района. Принимаем участие в проектах, конкурсах и мероприятиях Дома пионеров и школьников, Молодежного центра Мечетлинского района. В школе функционируют отряды Юного инспектора Движения (ЮиД) и Дружина юного пожарного. Работает школьный краеведческий музей. В здании школы также расположен детский сад. В актовом зале школы проводятся многие мероприятия от сельского клуба. Ближайший населенный пункт с объектами жизнеобеспечения, культуры и спорта находятся в 15 километрах от села, в райцентре с. Болынеустьикинское Находясь на отдалении, становится ценнее и значимее воспитательная деятельность педагогов ш колы . В школе имеются актовый и спортивный залы, библиотека, компьютерный класс, стадион. Классные комнаты, в которых проводятся учебные и воспитательные (классные, общешкольные) мероприятия - светлые, просторные, оборудованные оргтехникой, и подобранной по возрасту учащихся, мебелью. Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся: • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации; • ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников; • реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; • организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; • системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: 2 стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); в проведении общешкольных дел, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого, общей целью воспитания в филиале МОБУ лицей №1 с. Болыдеустьикинское СОШ с. Новомуслюмово является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе. Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели в связи с этим важно. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: - поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию новых в рамках уклада школьной общешкольных ключевых дел, жизни, реализовывать воспитательные возможности 3 - реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках; - инициировать и под держивать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий; - инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций (РДШ и «Юнармия»); - вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; - организовывать профориентационную работу с обучающимися; - реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества; - развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа Школы; - организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; 4 - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста ( основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст - наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 5 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический, социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач: 1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 7. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 8. организовывать профориентационную работу со школьниками; б 9. организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; И. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела — это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективньк творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого в Школе используются следующие формы работы На внешкольном уровне: • социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума: • ежегодно педагоги совместно со школьниками проводят акцию "Чистое село", принять участие в котором призывают всех жителей села небезразличным к судьбе и экологии своей малой Родины. Цель данной акции - воспитание экологической культуры школьников, приобщение к решению экологических проблем своей малой Родины, развитие навыков природоохранного поведения в быту. В акции участвуют 1-9 классы. -патриотическая акция «Бессмертный полк» ежегодно учащиеся участвуют в митинге шествии - общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы; - Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН); • проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих: 7 - спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу между командами выпускников школы и старшеклассниками; состязания «Зарница», «Веселые старты» и т.п. с участием родителей в командах; - досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек; -концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными выступлениями школьников в День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др. На школьном уровне: • общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы: -День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей школы); -праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.; -Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов); • торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей: - «Посвящение в пятиклассники»; - «Прием в пионеры»; - «Первый звонок»; - «Последний звонок». • церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы: -награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся На уровне классов: • выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); 8 • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.2. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями. • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего 9 трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить. • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи. • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; 10 - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас », «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики», «Занимательная грамматика», «Увлекательная грамматика», «Хочу все знать» , «Английский для общения», «Общество и я » «Физика в экспериментах»Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности «Искусство слова», создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно нравственное развитие. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Быстрее,выше,сильнее», направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Шахматы», направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 3.4. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее; • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления 11 человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом На уровне школы: • через деятельность выборного Совета обучащихся школы , создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; На уровне классов: • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой Совета обучащихся школы и классных руководителей; • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса; На индивидуальном уровне: • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе 12 Структура ученического самоуправления: Модель ученического самоуправления школы Школьное ученическое самоуправление 3.6. Модуль «Профилактика и безопасность» В связи со сложной ситуацией в стране, когда ученик школы подвержен различным негативным влияниям не только с внешней стороны, но порой даже и в семье, обществу нужны коренные перемены в области профилактической работы. В школе профилактическая работа должна опираться на лучшие качества учащихся, на их достижения , пусть и небольшие. Умение самостоятельно мыслить и принимать решения, не перекладывая собственной ответственности на других, в современной российской жизни необходимо каждому. Умение делать выбор -больш ой искусство, которому учатся годами. Очень часто выбор делается без участия человека, за него и совсем не в его интересах. Или по-другому: выбирают одни, а отвечают за это другие. Цель профилактической работы в школе помочь обучающимся как можно раньше увидеть проблему, научиться выбирать свой путь, научиться отвечать за свою жизнь. Требования к школе значительно возросли. От нее требуется не только дать учащимся некоторый объем знаний, но и сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе потребность в самостоятельном принятии решений в различных ситуациях и готовность нести ответственность за принятые решения. На уровне школы от педагога требуется целенаправленное обучение школьников противостоять внешним отрицательным факторам, уметь формулировать и высказывать свою собственную позицию. Всегда говорить « Нет-наркотикам!», «Нет-алкоголю!»,« Неттабакокурению!». Ш кола должна сформировать у учащихся устойчивую негативную реакцию к употреблению ПВА, проводить занятия по соответствующим тематикам в наиболее доступной учащимся форме, развивать навыки поведения, обеспечивающие здоровый образ жизни. 13 Работа на уровне школы и класса должна проводиться по направлениям: ♦♦♦ профилактика вредных привычек; ♦♦♦ профилактические меры охраны здоровья и здорового образа жизни; ♦♦♦ профилактика употребления ПВА; ♦♦♦ профилактика нарушений в поведении и быту, на улице, в обществе; □ профилактика безнадзорности; ♦♦♦ работа с родителями. 3.7. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе школы детское общественное движение «Радуга» - это добровольное детско-юношеское объединение обучающихся школы созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Делится на две возрастные группы: младшие школьники 1-5 классы «Тамчылар иле » и старшие школьники 6-9 классы «Совет обучающихся школы» Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с ДК по проведению культурно- развлекательных мероприятий; помощь в благоустройстве территории Детского сада «Карлугач»; участие школьников в работе на прилегающей к школе территории и т.п); • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); • поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении • участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном движении, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Модуль 3.8. «Экскурсии, походы» Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, 14 обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: •ежегодные походы на природу, организуемые в классах их руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года; • классными регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.); 3.9. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности: •циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; •профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; •посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; •совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования; •участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети и нтернет; •освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельност и. 3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда СОШ с. Новомуслюмово, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно эстетической средой школы как: • оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, акт ового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ шк ольников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе; • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование 15 во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школь ников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разд елить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; • событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.); • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг, эмблема, галстук детского движения, элементы школьной формы и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации - во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 3.11. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: • Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и реше нии вопросов воспитания и социализации их детей; • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наибо лее острых проблем обучения и воспитания школьников; • педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе ко торого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собст венным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; • взаимодействие с родителями посредством школьного сайта или групп в ВК и на м обильных телефонах: размещается информация, предусматривающая ознакомление родите лей, школьные новости На индивидуальном уровне: • обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтны х ситуаций; • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникнове ния острых проблем, Связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутрик лассных мероприятий воспитательной направленности; • индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 16 Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы» Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлению и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся - это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса следующие: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно заместителем директора по воспитательной работе, с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: 17 - какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; - какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Осуществляется анализ педагогом-организатором, выполняющим функциональные обязанности заместителя директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом Ученического самоуправления школы и председателем родительского комитета, хорошо знакомым с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, при необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: • качеством • качеством • качеством • качеством уроков; проводимых общешкольных ключевых дел; совместной деятельности классных руководителей и их классов; организуемой в школе внеурочной деятельности; реализации личностно развивающего потенциала школьных • качеством существующего в школе ученического самоуправления; • качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений; • качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов; • качеством профориентационной работы школы; • качеством работы школьных медиа; • качеством организации предметно-эстетической среды школы; • качеством взаимодействия школы и семей обучающихся. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу 18 План воспитательной работы школы на 2021-2022 учебный год 1-4 классы 3.1 Ключевые общешкольные дела № п.п 1 Ориентировочное время проведения 1.09.21 День солидарности в борьбе с терроризмом 1-4 3.09.21 Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебно тренировочная эвакуация учащихся из здания) День гражданской обороны 1-4 сентябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители,, учитель ОБЖ 1-4 октябрь Руководитель ОБЖ, классные руководители октябрь Зам. по ВР, классные руководители Классные руководители 1 День Знаний 2 3 4 Классы Дела 5 Международный день учителя 1-4 6 Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения 1-4 7 #ВместеЯрче День народного единства Международный 9 толерантности День матери в России 10 Мероприятия, посвящённые празднику «Новый год». Зам. по ВР, классные руководители классные руководители октябрь 1-4 4.11.21 8 Ответственные день 1-4 ноябрь Классные руководители Классные руководители 2-4 Ноябрь Зам. по ВР, классные руководители 1-4 декабрь Зам. по ВР, классные руководители 19 11 Мероприятия ко Дню защитника Отечества 1-4 февраль 12 Концерт к 8 Марта 1-4 март 13 День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Конкурс рисунков ко Дню Победы 1-4 Акция «Бессмертный полк» 1-4 14 15 3.2. 1-4 Зам. по ВР Классные руководители Зам. по ВР Классные руководители Зам.дир.по ВР май май май май Зам. по ВР Классные руководители родительский комитет Зам. по ВР Классные руководители Модуль « Классное руководство» Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное время проведения Ответствен ные Августовский педагогический совет « Планирование деятельности педагогического коллектива на 2021-2022 год. 1-4 август администрация школы Заседание МО классных руководителей : Планирование деятельности классных руководителей на 2021-2022 год и ( по плану работы МО) 1-4 сентябрь, ноябрь, январь, апрель. Заместитель директора по ВР, руководитель МО Формирование социального паспорта класса и составление программы воспитания класса 1-4 сентябрь классные руководители. Родительский лекторий по разработанной тематике ( по отдельному плану) 1-4 сентябрь-апрель МО учителей начальной школы Выборы классного самоуправления 1-4 сентябрь классные руководители 20 Консультации для классных руководителей: Моделирование воспитательной системы класса. 1-4 октябрь заместитель директора по ВР Состояние адаптации первоклассников обучению в школе. 1 ноябрь классный руководитель 1 класса КТД « Мы теперь не просто дети, мы теперь-ученики» 1 ноябрь классные руководители в течение года кл. руководители постоянно МО учителей начальной школы. постоянно классные руководители 1 раз в месяц классные руководители декабрь руководитель МО декабрь классные руководители январь заместитель директора по ВР февраль классные руководители март классные руководители 1 раз в четверть заместитель директора по ВР, классные руководители. 1-4 Проведение экологических акций « Сбережем планету» (сбор макулатуры, батареек) Ведение банка данных 1-4 интересных педагогических идей. 1-4 Ведение банка по изучению уровня воспитанности учащихся Тематические классные часы, 1-4 согласно тематическим периодам плана воспитательной работы. 1-4 Круглый стол « Повышение компетенции классных руководителей в работе с ученическим самоуправлением» 1-4 Участие в акции «Новогодний наряд школы» Педагогический совет « Роль и место классного руководителя в школьной системе воспитания» Участие в месячнике 1-4 оборонно-массовой и военнопатриотической работы. КТД « Девочки-красавицы, 1-4 умницы-разумницы» 1-4 Диагностика и анализ в работе классных руководителей: 1.Дигностика познавательных и творческих интересов учащихся. 2. Диагностика интересов, представлений и ценностей учащихся. 3. Диагностика взаимодействия « учитель-ученик» 4. Диагностика « Профессиональная компетенция классного руководителя по проблемам воспитательной работы» КТД « Прощание с начальной школой» Организация летней занятости и отдыха детей 4 май классные руководители 1-4 май классные руководители 3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельность» Классы Ориентиров очное время проведение Быстрее,выше,сильнее 1-4 классы Как хорошо уметь читать Хочу все знать 1-4 классы 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Направление Объединение Спортивнооздоровительное Общеинтелектуальное 1-4 классы 3.4. Модуль Классы Дела, события, мероприятия День Знаний « Здравствуй, новый школьный год». 1-4 « Школьный урок» Ориентиров очное время проведения Ответственные 1 сентября классные руководители Руководитель МО Предметная неделя ( про графику). 2-3 ноябрь классные руководители Неделя пятерок. Акция. 2-4 январь МО учителей начальной школы Книжкина неделя «Друзья моего детства». 1-4 3 четверть Руководитель библиотеки, кл.руководители « Что за прелесть эти сказки». 1-4 март классные руководители Конкурс чтецов « Живое слово» 1-4 постоянно Игра-путешествие Башкортостан». « Родной край- 22 1-4 Конкурс рисунков «Соблюдай правила дорожного движения», « Моя мама лучше всех», « Поклонимся великим тем годам», «Мой любимый Новый год.» ПОСТОЯННО МО учителей начальной школы, учитель ИЗО. 3.5.Модуль самоуправления Дела, события, мероприятия Классы Ориентиров очное время проведения Ответственные Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. 2-4 сентябрь Ученический совет Зам. по ВР Линейки 2-4 Каждую пятницу Дежурный класс Подготовка и проведение 1-4 декабрь Классные руководители Ученйческий совет Зам. по ВР 4 декабрь Классные руководители Ученический совет Зам. по ВР Новогодних мероприятий Распространение буклетов о вреде ПАВ «Наркотикам - нет!» 3.6 Профилактика и безопасность Дела, события, мероприятия Систематическое заседание Совета Профилактики (для состоящихна ВШУ) Выступления на родительских собраниях на темы профилактики вредных привычек и привития ЗОЖ: «Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма» «Что такое алкоголь и чем опасно его употребление» «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка», « Ориентиров очное время проведения Ответственные 1-4 Третий четверг месяца Зам директора по ВР 1-4 1 раз в четверть Классы социальный педагог 23 «Здоровый ребенок здоровое общество» - Единый классный час «Моя страна, моя Россия» 1-4 декабрь Классные руководители Классные часы «Правила поведения в школе» «Ребенок и закон» «Проступок и ответственность» «Права ребенка» «Как вести себя в общественном месте» Конкурс рисунков «Я ребенок - я человек!» 1-4 сентябрь Классные руководители 1-4 декабрь Учитель ИЗО Конкурс рисунков «Мама, папа, я -здоровая семья» 1 -4 ноябрь Учитель ИЗО Классные часы по привитию ЗОЖ: «Сегодня - привычка, завтра - порок», «Гигиена труда и отдыха (режим дня, признаки переутомления, активный и пассивный отдых.)», «Режиму дня мы друзья», «О пользе утренней гимнастики», «Чистота - залог здоровья», «Уход за зубами» и т.п. Месячник профилактики вредных привычек. 1 -4 1раз в четверть Классные руководители 2-4 Участие в акции: «Телефон Доверия» Декада профилактики привычек. 1-4 Ноябрь Классные руководители (по отдельному плану) Социальный педагог, Май Классные руководители вредных 1-4 Проведение Дней Здоровья. 1-4 Составление социального паспорта школы Вовлечение учащихся, требующих особого педагогического внимания. , находящихся в ТЖС, СОП в кружки и секции Проведение индивидуальных профилактических бесед о вреде пагубных привычек с учащимися, состоящими на профилактических учетах. 1-4 Классные руководители Март (по отдельному плану) 1 раз в четверть Ответственный за спортивно-массовую работу Социальный педагог Сентябрь, январь 1-4 В течение года Зам. директора по ВР, кл.руководители 1-4 1 раз в месяц Социальный педагог, классные руководители, инспектор ОпДн 24 Декабрь, май Анализ профилактической работы Декабрь, май Социальный педагог Социальный педагог, классные руководители Организация летнего отдыха учащиеся, май учащихся, состоящих на состоящие на учете профилактических учетах. 3.7 Модуль «Детские общественные объединения» Дела, события, мероприятия Классы Вовлечение уч-ся в Российское движение школьников 3-4 Ориентировочное время проведения сентябрь Корректировка списков участников РДШ. 3-4 сентябрь Классные собрания «Зачем вступать в РДШ» Задушевный разговор «Что такое делать добро?» Беседа «Граница между добром и злом». Подготовка к Дню пожилого человека акция «Изготовление открыток для педагогов пенсионеров» Подготовка и участие в праздничных концертах: «День Матери», «День учителя», Мастерская Деда Мороза Пропаганда здорового образа жизни «Мир без вредных привычек», флешмоб «С Днем Победы!» Выступление творческих коллективов. Изготовление поздравительных буклетов 3-4 сентябрь Ответственные Классные руководители, координатор РДШ Председатель первичного отделения РДШ Команда волонтеров 1-4 сентябрь Команда волонтеров 1-4 сентябрь Команда РДШ 1-4 октябрь Волонтеры, тимуровцы, РДШ 1-4 октябрь Волонтеры, тимуровцы, РДШ 1-4 1-4 декабрь апрель Волонтеры, РДШ, Зам. директора по ВР Волонтеры, РДШ, 1-4 май Педагог- организатор В олонтеры , РДШ, 3.8 Модуль «Экскурсии, походы» Посещение музеев, театров по возможности 1-4 Организация Клуба выходного дня 1-4 Ориентировочное время проведения по плану работы классного руководителя 1 раз в четверть Организация однодневных походов 1-4 сентябрь, май Дела, события, мероприятия Классы Ответственные классные руководители. Зам. директора по ВР классные руководители, 25 Организация Дней здоровья 1-4 Организация виртуальных экскурсий по музеям мира и России. 1-4 сентябрь, октябрь, апрель, май по плану работы классного руководителя организатор спортивно- массовых мероприятий. классные руководители 3.9 Модуль «Профориентация » Дела, события, мероприятия Классы 1-4 Цикл профориентационных часов общения: « Дело человеком славится». Профессии моих родителей,, « Яв мире профессий», « Из чего складывается трудолюбие» 1-4 Участие в уборке школьной территории. Трудовой десант. Ориентировочное время проведения сентябрь-май ( по плану классного руководителя) сентябрь-май Ответственные заместитель директора по ВР, классные руководители. классные руководители 3.10 Модуль «Организация предметно-эстетической среды » 1-4 классы Ответственные Дела, события, мероприятия Классы Фотовыставка « Люблю тебя, школа!», « Как я провел лето» Оформление классных уголков 1-4 Ориентировочное время проведения сентябрь 1-4 сентябрь Праздничное оформление коридоров школы, окон, кабинетов (событийный дизайн) Оформление выставки « Славлю тебя, учитель!» Оформление стенда «Школьный калейдоскоп» 1-4 по мере необходимости 1-4 октябрь 1-4 ноябрь 1-4 ноябрь, март 1-4 сентябрь-июнь классные руководители, 1-4 по плану классного руководителя классный руководитель Выставка фотографий « Моя мама лучше всех» Субботники и трудовые десанты по благоустройству школьного двора. Акция « Школьный двор» Тематические классные часы « Я и культура» классные руководители члены классного самоуправления классные руководители., классные руководители, МО учителей начальной школы, заместитель директора по ВР кл.руководители 26 Праздничное оформление школы к Новому году. Конкурс новогодних газет и рисунков. Конкурсы на лучшую поздравительную открытку: ко дню именинника, новогоднюю, к 8 марта. Смотр -конкурс классных кабинетов « Уютный класс» 1-4 декабрь классные руководители 1-4 декабрь, март. классные руководители 1-4 апрель классные руководители 3.11. Модуль «Работа с родителями» Дела, события, мероприятия Классы Ориентиров очное время проведения Ответственные М сентябрь заместитель директора по ВР, классные руководители М сентябрь классные руководители. Составление социальных паспортов классов и школы. м сентябрь классные руководители, социальный педагог Общешкольные родительские собрания. ы сентябрь, ноябрь. заместитель директора по январь, апрель ВР, классные руководители. сентябрь, ноябрь. МО учителей начальной школы, заместитель январь, апрель. директора по ВР Формирование общешкольного родительского комитета, выборы председателя. Утверждение плана работы. Выборы классного родительского комитета Педагогическое просвещение М родителей! общешкольный родительский всеобуч) ( по отдельному плану). Осуществление воспитательных Ы постоянно проектов « Я и моя семья», « Моя родословная». Работа Совета профилактики с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации по вопросам обучения и воспитания учащихся. Мониторинг динамики отношений детей и родителей. Совместные рейды социальнопсихологической службы школы, классных руководителей в проблемные семьи. КТД « Папа, мама ,я- спортивная семья». Руководитель МО М По плану Совета заместитель директора по ВР, социальный педагог профилактики 1=4 октябрь, апрель классные руководители, 1=4 1 раз в месяц социальный - педагог. классные руководители 1=4 1 раз в четверть классные руководители, ответственный за спортивно- массовую работу 27 Конкурс сочинений « Я люблю свою маму». 1-4 март классные руководители Конкурс сочинений « Об отце говорю с уважением». 1=4 февраль классные руководители Конкурс стихотворений и рисунков « Золотые бабушкины руки». 1-4 март классные руководители Участие родителей в подготовке и проведении КТД, праздников и конкурсов. Фотовыставка « Мои родные защитники Отечества». М в течении года классные руководители Ы февраль, май классные руководители Анкетирование родителей. Изучение образовательных запросов детей и родителей. Подготовка и проведение праздника « Последний звонок» в 4 классе. Организация отдыха и оздоровления опекаемых детей и детей из многодетных и малообеспеченных семей. Ремонт и оформление кабинетов. 1А апрель классные руководители 4 май классные руководители 1=4 май классные руководители, социальный педагог Ы сентябрь, май классные руководители. План воспитательной работы школы на 2021-2022 учебный год 5-9 классы 3.1 Ключевые общешкольные дела № п.п Дела 1 День Знаний 2 3 Классы Ориентировочное время проведения 9 1.09.21 Зам. по ВР, классные руководители День солидарности в борьбе 1-4 с терроризмом 5-9 3.09.21 классные руководители Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебно тренировочная эвакуация учащихся из здания) 5-9 сентябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители,, учитель ОБЖ Ответственные 28 4 День гражданской обороны 5-9 октябрь. Руководитель ОБЖ, классные руководители 5 Международный день учителя 5-9 октябрь 6 Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения 5-9 Зам. по ВР, классные руководители Классные руководители 7 октябрь #ВместеЯрче День народного единства 5-9 4.11.21 8 Международный 9 толерантности День матери в России день 5-9 5-9 ноябрь Ноябрь 10 Мероприятия, посвященные празднику «Новый год». 5-9 декабрь 11 Мероприятия ко Дню защитника Отечества 5-9 февраль 12 Концерт к 8 Марта 5-9 март 13 День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов 5-4 14 Конкурс рисунков ко Дню Победы 5-6 15 Акция «Бессмертный полк» 5-9 май 16 Праздник « Последний звонок» 9 май 17 Выпускной вечер в школе 9 июнь Классные руководители Классные руководители Зам. по ВР, классные руководители Зам. по ВР, классные руководители Зам. по ВР Классные руководители Зам. по ВР Классные руководители Зам.дир.по ВР май май Зам. по ВР Классные руководители родительский комитет Зам. по ВР Классные руководители Зам. по ВР, родители, классный руководитель 9 класса Заместитель директора по ВР 3.2. Модуль « Классное руководство» Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное время проведения Ответственные Августовский педагогический совет « Планирование деятельности педагогического коллектива на 2021-2022 год. 5-9 август администрация школы Заседание МО классных руководителей : Планирование деятельности классных руководителей на 2021-2022 год и ( по плану работы МО) 5-9 сентябрь, ноябрь, январь, апрель. Заместитель директора по ВР, руководитель МО Формирование социального паспорта класса и составление программы воспитания класса 5-9 сентябрь классные руководители. Родительский лекторий по разработанной тематике ( по отдельному плану) 5-9 сентябрь-апрель МО учителей 59 классов Выборы классного самоуправления 5-9 сентябрь кл.руководители Консультации для классных руководителей: Моделирование воспитательной системы класса. 5-9 октябрь заместитель директора по ВР 5 ноябрь педагогпсихолог, кл. руководители. Адаптации пятиклассников к обучению в основной школе. Проведение экологических акций « Сбережем планету» (сбор макулатуры, батареек) 5-9 в течение года Руководитель МО, кл. руководители Ведение банка по изучению уровня воспитанности учащихся 5-9 постоянно классные руководители Тематические классные часы, согласно тематическим периодам плана воспитательной работы. 5-9 1 раз в месяц классные руководители Круглый стол « Повышение компетенции классных руководителей в работе с ученическим самоуправл-м» 5-9 декабрь руководитель МО, заместитель директора по ВР 30 Участие в акции «Новогодний наряд школы» 5-9 декабрь классные руководители Педагогический совет « Роль и место классного руководителя в школьной системе воспитания» 5-9 январь заместитель директора по ВР Участие в месячнике оборонно массовой и военнопатриотической работы ( по отдельному плану) 5-9 февраль классные руководители Диагностика и анализ в работе классных руководителей: 1.Дигностика познавательных и творческих интересов учащихся. 2. Диагностика интересов, представлений и ценностей учащихся. 3. Диагностика взаимодействия « учитель-ученик» 4. Диагностика « Профессиональная компетенция классного руководителя по проблемам воспитательной работы» Организация летней занятости и отдыха детей. 5-9 1 раз в четверть заместитель директора по ВР, классные руководители. 5-8 май классные руководители июнь заместитель директора по ВР, классные руководители. Выпускной вечер « И миг прощания прекрасен» 9 Модуль 3.3 « Курсы внеурочной деятельности» Направление Объединение Классы Ориентировочное время проведение Спортивно-оздоровительное Быстрее,выше,сильнее 5-9 класс 1 раз в неделю Общеинтелектуальное Физика в экспериментах 7 1 раз в неделю Решение задач по физике 9 1 раз в неделю Занимательная грамматика 9 1 раз в неделю 31 Духовнонравственное Увлекательная математика 9 1 раз в неделю Английский для общения 7 1 раз в неделю Общество и я 8 -9 1 раз в неделю Искусство слова 5-8 1 раз в неделю Основы духовно нравственной культуры и светской этики 8,9 1 раз в неделю 3.4. Модуль Дела, события, мероприятия День Знаний « Здравствуй, новый школьный год». « Школьный урок» Классы 5-9 Ориентиров очное время проведения Ответственные 1 сентября классные руководители Предметная неделя ( про графику) Руководитель МО Школьный этап муниципальной олимпиады школьников. Неделя пятерок. Акция. 5-9 Сентябрь октябрь зам. директора по НМР 5 январь Учителя предметники Конкурс-викторина « Язык мой -друг мой» 6-7 январь Предметные МО « Самое простое о вежливости». «Проще простого о вежливости.» 5-6 2-3 четверть Предметные МО Книжкина неделя «Друзья моего детства» 5-9 3 четверть Руководитель библиотеки, кл.руководители Конкурс чтецов « Живое слово» 5-9 ПОСТОЯННО Предметные МО Конкурс рисунков «Соблюдай правила дорожного движения», « Моя мама лучше всех», « Поклонимся великим тем годам», «Мой любимый Новый год». 5-9 постоянно МО учителей предметников, учитель ИЗО. 32 3.5.Модуль самоуправления Дела, события, мероприятия Классы Ориентиров очное время проведения Ответственные Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. 5-9 сентябрь Ученический совет Зам. по ВР Линейки 5-9 Каждую пятницу Дежурный класс 5 октябрь Ученический совет Зам. по ВР Посвящение в пятиклассники Подготовка и проведение 5-9 декабрь 5-9 декабрь Новогодних мероприятий Распространение буклетов о вреде ПАВ «Наркотикам - нет!» Классные руководители Ученический совет Зам. по ВР Классные руководители Ученический совет Зам. по ВР 3.6 Профилактика и безопасность Дела, события, мероприятия Классы Ориентиров очное время проведения Ответственные Систематическое заседание Совета Профилактики 5-9 Третий четверг месяца Зам директора по ВР Выступления на родительских собраниях на темы профилактики вредных привычек и привития ЗОЖ: «Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма» «Что такое алкоголь и чем опасно его употребление» «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка», «Здоровый ребенок здоровое общество» Единый классный час «Моя страна, моя Россия» 5-9 1 раз в четверть Педагог-психолог, социальный педагог 5-9 декабрь Классные руководители Классные часы «Правила поведения в школе» 5-9 сентябрь Классные руководители 33 «Ребенок и закон» «Проступок и ответственность» «Права ребенка» «Как вести себя в общественном месте» Конкурс рисунков «Я ребенок - я человек!» 5-9 декабрь Учитель ИЗО Конкурс рисунков «Мама, папа, я -здоровая семья» 5 -9 ноябрь Учитель ИЗО Классные часы по привитию ЗОЖ: «Сегодня - привычка, завтра - порок», «Гигиена труда и отдыха (режим дня, признаки переутомления, активный и пассивный отдых.)», «Режиму дня мы друзья», «О пользе утренней гимнастики», «Чистота - залог здоровья», «Уход за зубами» и т.п. Месячник профилактики вредных привычек. 5 -9 1раз в четверть Классные руководители 5-9 Члены ШВР, социальноНоябрь (по отдельному педагогическая служба плану) Социальный педагог, Май члены ШВР 5-9 Участие в акции: «Телефон Доверия» Декада профилактики привычек. вредных 5-9 Проведение Дней Здоровья. 5-9 Составление социального паспорта школы 5-9 5-9 Вовлечение учащихся, находящихся в ТЖС, СОП учащихся, требующих особого педагогического внимания. , находящихся в ТЖС, СОП учащихся, требующих особого педагогического внимания, в кружки и секции 5-9 Проведение индивидуальных профилактических бесед о вреде пагубных привычек с учащимися, состоящими на профилактических учетах. Декабрь, Анализ профилактической май работы Члены ШВР Март (по отдельному плану) 1 раз в четверть Ответственный за спортивно-массовую работу Социальный педагог Сентябрь, январь В течение года Зам. директора по ВР, кл.руководители 1 раз в месяц Социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН Декабрь, май Социальный педагог 34 Организация летнего отдыха учащиеся, май учащихся, состоящих на состоящие на учете профилактических учетах. Социальный педагог, классные руководители 3.7 Модуль «Детские общественные объединения» Дела, события, мероприятия Классы Вовлечение уч-ся в Российское движение школьников 5-9 Ориентировочное время проведения сентябрь Корректировка списков участников РДТТТ. 5-9 сентябрь Классные собрания «Зачем вступать в РДШ» Задушевный разговор «Что такое делать добро?» Беседа «Граница между добром и злом». Подготовка и участие в праздничных концертах: «День Матери», «День учителя», Мастерская Деда Мороза Пропаганда здорового образа жизни «Мир без вредных привычек», флешмоб Поздравление ветеранов с Днем Победы, раздача горожанам Г еоргиевских ленточек «С Днем Победы!» Выступление творческих коллективов. Изготовление поздравительных буклетов 5-9 сентябрь Классные руководители, координатор РДШ Председатель первичного отделения РДШ Команда РДШ 5-9 сентябрь Команда волонтеров 5-9 сентябрь Команда РДШ 5-9 октябрь Волонтеры, тимуровцы, РДШ 5-9 5-9 декабрь апрель Волонтеры, РДШ, Зам. директора по ВР Волонтеры, РДШ, 5-9 май Зам. директора по ВР Волонтеры, РДШ, 5-9 май Зам. директора по ВР Волонтеры, РДШ, Ответственные 3.8 Модуль «Экскурсии, походы» Дела, события, мероприятия Классы Посещение музеев, театров по возможности 5-9 Организация Клуба выходного дня 5-9 Ориентировочное время проведения по плану работы классного руководителя 1 раз в четверть Организация однодневных походов Организация Дней здоровья 5-9 сентябрь, май 5-9 сентябрь, октябрь, апрель, май Ответственные классные руководители. Зам. директора по ВР классные руководители, организатор спортивно- массовых мероприятий. 35 Организация виртуальных экскурсий по музеям мира и России. 5-9 по плану работы классного руководителя классные руководители 3.10 Модуль «Организация предметно-эстетической среды » Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное время проведения сентябрь Оформление классных уголков 5-8 Праздничное оформление коридоров школы, окон, кабинетов Проведение внеклассных мероприятий активистами РДТТ1 и волонтерами, направленных на формирование предметно эстетической среды. Оформление выставки « Славлю тебя, учитель!» Выпуск и конкурс настенных газет « Мой край, жемчужина России» Оформление стенда «Школьный калейдоскоп» 5-8 по мере необходимости 5-8 1 раз в четверть ( по плану РДШ) 5-8 октябрь 5-8 октябрь 5-8 ноябрь Выставка фотографий « Моя мама лучше всех» Субботники и трудовые десанты по благоустройству школьного двора. Акция « Школьный двор» Тематические классные часы Я и культура» Трудовой десант « Укрась территорию школы» 5-8 ноябрь, март 5-8 сентябрь-июнь 5-8 по плану классного руководителя май Ответственные члены классного самоуправлен ИЯ « 5-8 классные руководители., педагогорганизатор. Зам.по ВР классные руководители, педагогорганизатор, ШУС. МО учителей начальной школы, заместитель директора по ВР педагогорганизатор, кл.руководите ли классные руководители. классный руководитель классные руководители 3.9 Модуль «Профориентация » Дела, события, мероприятия Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 классов Анализ анкет девятиклассников по вопросу выбора ими профессии и учебного заведения, с целью выявления учащихся, не имеющих Классы 9 Ориентировочное время проведения сентябрь 9 сентябрь-октябрь Ответственные заместитель директора по ВР, ,классные руководители. 36 профессионального плана или не определивших пути получения ими выбранной профессии. Консультации для учащихся по 9 вопросам профессионального самоопределения. Цикл 5-8 профориентационных часов общения: « Дело человеком славится». Профессии моих родителей, « В поисках будущей профессии», « Яв мире профессий», « Разделение труда. Классификация профессий»,« Природные катаклизмы и деятельность человека. Профессия спасателя», « Из чего складывается трудолюбие» Участие в уборке школьной 5-9 территории. Трудовой десант. в течение года классные руководители сентябрь-май ( по плану классного руководителя) заместитель директора по ВР, классные руководители. сентябрь-май классные руководители 3.11. Модуль «Работа с родителями» Дела, события, мероприятия Формирование общешкольного родительского комитета, выборы председателя. Утверждение плана работы. Выборы классного родительского комитета Составление социальных паспортов классов и школы. Общешкольные родительские собрания. Классы Ориентиров очное время проведения Ответственные 5^9 сентябрь заместитель директора по ВР, классные руководители м сентябрь классные руководители. м сентябрь классные руководители, социальный педагог сентябрь, ноябрь, январь, апрель сентябрь, ноябрь, январь, апрель. заместитель директора по ВР, классные руководители. МО учителей начальной школы, заместитель директора по ВР м Педагогическое просвещение 5у9 родителей! общешкольный родительский всеобуч) ( по отдельному плану). Осуществление воспитательных м проектов « Яи моя семья», « Моя родословная». Информационное оповещение родителей через школьный сайт и социальные сети Работа Совета профилактики с семьями, находящимися в трудной 5^9 м ноябрь, апрель. ноябрь, кл.руководители ПОСТОЯННО Руководитель МО По плану Совета профилактики заместитель директора по ВР, социальный педагогг 37 жизненной ситуации по вопросам обучения и воспитания учащихся. Совместные рейды социальнопсихологической службы школы, классных руководителей в проблемные семьи. КТД « Папа, мама ,я- спортивная семья». 5-9 1 раз в месяц 5-9 социальный - педагог, классные руководители Конкурс сочинений « Об отце говорю с уважением». 5Ф 1 раз в четверть классные руководители, ответственный за спортивно- массовую работу февраль классные руководители Конкурс стихотворений и рисунков « Золотые бабушкины руки». 5-6 март классные руководители Участие родителей в подготовке и проведении КТД, праздников и конкурсов. Фотовыставка « Мои родные защитники Отечества». М в течении года классные руководители 54 февраль, май классные руководители Анкетирование родителей. Изучение образовательных запросов детей и родителей. Привлечение родителей к профориентационной работе. 54 апрель классные руководители 5=9 май классные руководители Организация отдыха и оздоровления детей из многодетных и малообеспеченных семей. Ремонт и оформление кабинетов. 5=9 май классные руководители, социальный педагог 5-9 сентябрь, май классные руководители. Подготовка и проведение праздника « Последний звонок» и выпускной бал в 4,9 классе. Издание памяток для родителей ( по материалам родительских лекториев). 9 май классные руководители 5-9 май заместитель директора по ВР, 38