ФМОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское НОШ д.Сабанаково. Программа воспитания 2021-2022 учебный год

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Филиал МОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское
является начальной
общеобразовательной школой д.Сабанаково, численность обучающихся на 1 сентября
2021 года составляет 16 человек, численность педагогического коллектива – 4 человек.
Обучение ведётся с 1 по 4 класс: начальное общее образование.
Филиал МОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское НОШ д.Сабанаково (далее – школа) это сельская школа. Нет ставок социального педагога, психолога, качество сети Интернет
невысокое и др. Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный
процесс. Но следствием этого являются и положительные стороны.
Социокультурная среда деревни более консервативна и традиционна, чем в городе,
сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе.
Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наш
школьник
воспринимает природу как естественную среду собственного обитания.
Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и
культурным центром села.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным
знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется
уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда,
взаимопомощь. Практически все педагоги школы родились в нашем поселке, учились в
этой школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия
жизни друг друга, отношения в семьях, что
способствуют установлению
доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их
родителями.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных
контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на
виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и
учителей. Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста.
Таким образом,
создавая
условия для
ребенка по выбору форм, способов
самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей,
учитываем
особенности сельской школы.
В процессе воспитания сотрудничаем с Домом культуры д.Сабанаково, администрацией
Лемезтамакского поселения.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и
педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые
объединяют детей и педагогов содержательными
событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых

для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его
роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего
по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье,
человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты,
соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно

относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам,
работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять
первостепенное, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение
следующих основных задач:
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
6)
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
7)
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
8)
организовывать профориентационную работу со школьниками;
9)
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их
вместе с педагогами в единый коллектив.

Для этого в Школе используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:
•
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума:
-патриотическая акция «Бессмертный полк»;
-экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры активно участвуют не только
родители детей, но и дедушки, бабушки; макулатура сдается в приемные пункты);
-акция «Письмо солдату» (накануне Дня защитника Отечества школьники готовят
творчески оформленные письма и отправляют их по почте выпускникам школы,
проходящим на данный момент срочную службу в Армии) и др.
• открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных
площадок.
- общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в
их рамках обсуждаются насущные проблемы;
- Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических
мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с
представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН);
• проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают
возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную
заботу об окружающих:
- спортивно-оздоровительная деятельность: состязания «Зарница», «Веселые старты» и
т.п. с участием родителей в командах;
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы
ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и
дедушек;
-концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными выступлениями
школьников в День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9
Мая и др.
На школьном уровне:
• общешкольные
праздники
–
ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для
детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная
обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей
Школы);
-праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние
праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, «Первый
звонок», «Последний звонок» и др.;
-День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита)
• торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
- «Посвящение в первоклассники»;
- «Первый звонок»;
- «Последний звонок».
• церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное

участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы:
• -награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам
учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также классов,
победивших в конкурсе «Лучший класс школы».
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу
с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или
их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
• организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
• проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления
школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения.
• сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные
походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие
в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы,
творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому

школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение
за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями.
• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи.
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на
себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
• регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом;
• помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
• организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
• привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
• организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая

предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
Общеинтеллектуальное
направление.
Курсы
внеурочной
деятельности
«Занимательная математика», «Занимательная грамматика»,
«Юные англичане»,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества, формирующие их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Общекультурное направление. Курс внеурочной деятельности «Умелые ручки»,
создающий благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и
умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре
и их общее духовно-нравственное развитие.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «По
тропе здоровья», «Шахматы», направленные на физическое развитие школьников,
развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и

взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе ФМОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское НОШ
д.Сабанаково детское общественное объединение «Юные инспектора движения» (далее
«ЮИД»)
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся системы нравственных,
морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующих их личностному,
гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными
правилами и нормами, как основы их воспитанности.
Задачи программы:
1.
развитие морально-нравственных качеств обучающихся:
честности, доброты, совести, ответственности, чувства долга;
2.
развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности,
дисциплинированности,
инициативности,
принципиальности,
самоотверженности, организованности;
3.
воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию.
Отряд «ЮИД»:
Отряд юных инспекторов движения (ЮИД) - добровольное объединение
школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности,
высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого
привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах и
улицах среди детей младшего и среднего школьного возраста.
3.6. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые
знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления
их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
• ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;
• регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их
классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);
• выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр,

драмтеатр, цирк.
3.7. Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагогов
и
школьников
по
направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка
– подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном
мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
• профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников
о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или
иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
• посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет;
• освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельности.
3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию
у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
• оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,
актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить
хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и
внеучебные занятия;
• размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в школе;
• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
• благоустройство
классных
кабинетов,
осуществляемое
классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить
свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения
классного руководителя со своими детьми;

• событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний и т.п.);
• совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (флаг, эмблема, галстук детского движения, элементы школьной формы и т.п.),
используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни
образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний,
ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
• акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической
среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях,
правилах.
3.09. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или
законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и
форм деятельности:
На групповом уровне:
• Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и
решении вопросов воспитания и социализации их детей;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
•
педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе
которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
• взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается
информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
• обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
• индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
3.10. Модуль «Профилактика»
Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей по направлению
«Профилактика» включает в себя развитие творческих способностей и коммуникативных
навыков детей, формирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения,
создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу,
уважение к правам и свободам человека, позитивного отношения к жизни,
стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения и реализуется по
следующим направлениям:
1. Профилактика безнадзорности и правонарушений
Задачи воспитания:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков
группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности
и преступности;

- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений
школьников;
- повышение правовой культуры и социально – педагогической компетенции
родителей учащихся;
- сотрудничество с организациями и службами Мечетлинского района по работе с
семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки
воспитания в семьях отдельных учащихся;
- воспитание ответственности за порученное дело;
- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Реализация путем:
• составления и корректировки социального паспорта класса и школы;
• выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении, детей
«группы риска»;
• создания банка данных неблагополучных детей, детей группы риска;
• выявления детей, систематически пропускающих уроки без уважительных
причин;
• посещения учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий;
• разработки памяток «Мои права и обязанности»; оформление стенда
«Безопасность»
• родительских лекториев;
• мероприятий в рамках «Всероссийского дня правовой помощи детям»;
• взаимодействия с инспектором по делам несовершеннолетних;
• вовлечения детей, состоящих на ВШУ, в общественно-значимую деятельность;
• организации встреч с работниками прокуратуры, комиссии по делам
несовершеннолетних, полиции.
2. Профилактика суицидального поведения
Задачи воспитания:
• оказать помощь в решении личностных проблем социализации и построении
конструктивных отношений с родителями, педагогами и сверстниками;
• содействовать профилактике неврозов;
• способствовать развитию навыков саморегуляции и управления стрессом.
Реализация путем:
• работы школьного педагога – психолога;
• лекториев для педагогического коллектива;
• индивидуальных консультаций с учителями-предметниками и классными
руководителями;
• общешкольных родительских собраний;
• лекториев для родителей;
• консультаций для родителей учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
• мониторинга среди учащихся по выявлению детей, находящихся в кризисной
ситуации;
• изучения межличностных взаимоотношений учащихся в классных коллективах
(социометрия) и выявление «изолированных» детей;
• комплексной психологической диагностики учащихся проблемами обучения,
развития, воспитания.
• тематических классных часов.
• консультации для учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
• информирования о действии «Телефонов доверия», памятки, инструкции.
3. Профилактика экстремизма и терроризма.
Задачи воспитания:
• воспитание культуры толерантности и межнационального согласия;
• достижение необходимого уровня правовой культуры как основы толерантного
сознания и поведения;

• формирование в детской и молодежной среде мировоззрения и
духовнонравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на
принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и
согласию, готовности к диалогу;
• разработка и реализация комплексного плана, направленного на формирование у
подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие.
Реализация путем:
• организации плановой эвакуации обучающихся;
• организации учебы работников по безопасности;
• организации тематических классных часов по проблеме воспитания
толерантности у обучающихся, по профилактике экстремизма, расовой, национальной,
религиозной розни;
• организации родительских собраний по проблеме воспитания толерантности у
обучающихся, по профилактике проявлений экстремизма;
• организации уроков доброты, нравственности;
• встречи с работниками правоохранительных органов по вопросу ответственности
за участие в противоправных действиях;
4. Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения.
Задачи воспитания:
• продолжить формирование знаний об опасности различных форм зависимостей,
негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности
с учащимися, педагогами, родителями;
• способствовать обеспечению условий для организации и проведения
мероприятий, направленных на формирование у учащихся стремления к ведению
здорового образа жизни; повышать значимость здорового образа жизни, престижность
здорового поведения через систему воспитательных мероприятий;
• систематизировать совместную работу с родителями, педагогами, медиками и
общественностью по профилактике употребления употреблению спиртных напитков,
наркотических и психотропных веществ, табачных изделий;
• продолжать работу по развитию информационного поля по профилактике
употребления спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, табачных
изделий;
• продолжить развитие коммуникативных и организаторских способностей
учащихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны.
Реализация путем:
• установления неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей,
состоящих под опекой и попечительством;
• установления учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков,
токсических веществ, табакокурению и проведение с ними профилактической работы;
• совместных рейдов с сотрудниками полиции на предмет выявления мест
(скоплений учащихся), отрицательно воздействующих на детей;
• корректировки картотеки индивидуального учёта подростков «группы риска»;
• проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции);
• контроля над внеурочной занятостью учащихся;
• размещения информационно-методических материалов на сайте школы;
• контроля над посещаемостью учебных занятий, выявление учащихся, не
посещающих школу по неуважительным причинам, профилактическая работа с ними,
своевременное реагирование;
• организации лекториев, циклов бесед, круглых столов, тематических классных
часов, акций, квестов, конкурсов для учащихся;

• систематического выявления учащихся, нарушающих Устав школы и другие
нормативные акты, регулирующие поведение школьников и принятие мер
воспитательного воздействия к ним;
•
организации консультаций для родителей по вопросам профилактики
алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий.
• организации родительские собраний, лекториев, анкетирования.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом
совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень
воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их

анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

Список используемой литературы
1. Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в
деятельности детского общественного объединения // Сборник научных трудов
международной
научно-практической
конференции
«Образовательное
пространство в информационную эпоху» (International conference “Education
Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред. С.В. Ивановой. М.:
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765-773.
2. Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как
условие эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное
образование: эффективные практики и перспективы развития Материалы I
Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71.
(РИНЦ)
3. Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для
руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.:
Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018.
4. Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский //
Завуч. Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61.
5. Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения
обучающихся в условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф.
Родичев // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы
развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Поду
6. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов //
Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76. (ВАК).
7. Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской
идентичности школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка:
ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности,
патриотизма: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической
конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика Тула: ГОУ ДПО
ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018, С. 228-236

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ
ГОД
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Дела
День знаний
Торжественная линейка

Классы
1-4

Мероприятия месячников
1-4
безопасности и гражданской защиты
детей (по профилактике ДДТТ,
пожарной безопасности,
экстремизма, терроризма, разработка
схемы-маршрута «Дом-школа-дом»,
учебно-тренировочная эвакуация
учащихся из здания)
День здоровья
1-4

Ориентировочное
время проведения

1 сентября

сентябрь

Ответственные
Классные руководители

Классные руководители,

7 сентября

Классные руководители

День смайлика

1-4

19 сентября

Классные руководители

Международный день пожилых
людей

1-4

1 октября

Классные руководители

День первоклассника

1-4

октябрь

Классный руководитель
1-х класса

Международный день учителя

1-4

5 октября

Классные руководители

Всероссийский урок
энергосбережения
#Вместе ярче
Месячник по благоустройству

1-4

октябрь

Классные руководители

1-4

октябрь

Классные руководители

Международный день школьных
библиотек

1-4

октябрь

Классные руководители

День народного единства

1-4

ноябрь

Классные руководители

Международный День
толерантности

1-4

16 ноября

Классные руководители

День матери в России

1-4

25 ноября

Классные руководители

Международный день инвалидов

1-4

декабрь

Классные руководители

Районный конкурс чтецов «Вечен
ваш подвиг в сердцах поколений
грядущих»

1-4

декабрь

Классные руководители

Смотр конкурс «Мы украшаем
школу»
К нам стучится Дед Мороз:
«Здравствуй, новый 2022 год!»

1-4

декабрь

Классные руководители

1-4

декабрь

Классные руководители

Декада начальной школы

1-4

февраль

Заместители директора
по УВР, по ВР
Классные руководители

Всероссийская массовая лыжная
гонка «Лыжня России – 2022!»
Международный день родного
языка (21 февраля)

1-4

февраль

1-4

февраль

Учителя физической
культуры
Классные руководители

День защитника Отечества
«Весёлые старты»
(23 февраля)

1-4

февраль

Классные руководители

Международный женский день
(8 марта)

1-4

март

Классные руководители

День космонавтики.
Гагаринский урок «Космос - это
мы».

1-4

апрель

Классные руководители

Месячник по благоустройству

1-4

апрель

Классные руководители

День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне.

1-4

май

Классные руководители

4

май

Классные руководители

1-4

в течение
учебного года

Классные руководители

Прощание с начальной школой

Организация участия школьников в
олимпиадах, в том числе в интернетолимпиадах
по
различным
направлениям науки и техники,
использование сетевых интернетресурсов
для
самореализации
учащихся

Модуль «Классное руководство»

Классы

Ориентирово
чное время
проведения

Тематические консультации для
классных руководителей

1-4

октябрь

Председатель МО
классных руководителей

Проведение расширенного МО
классных руководителей для
подведения промежуточных итогов
воспитательной деятельности классов
и школы.

1-4

октябрь

Председатель МО
классных руководителей

Дела

Ответственные

Выборочная проверка рабочей
документации
классных
руководителей:

1-4

В течение года

Председатель МО
классных руководителей

Личные дела класса
Календарное планирование на
четверть и на год
Журнал инструктажа учащихся
по ТБ во время проведения
экскурсий и других внеклассных
и внешкольных мероприятий
Проверка дневников учащихся
по классам с последующим
анализом состояния документа
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

«Путешествие по тропе здоровья»

2-4

Количество
часов
в неделю
3

«Шахматы»

1-4

1

«Занимательная грамматика»

3-4

2

Мухаметова Л.В.
Галиакберова Д.Х.

«Занимательная математика»

2

1

Сабигиярова А.А.

«Умелые ручки»

4

1

Мухаметова Л.В.

Название курса

Классы

Ответственные
Мухаметова Л.В.
Галиакберова Д.Х.
Сабигиярова А.А.
Сабигиярова А.А.

Модуль «Школьный урок»
Ориентирово
чное время
Дела
Классы
Ответственные
проведения
Согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников
Модуль « Детские общественные объединения»

Дела, события, мероприятия

Классы

Трудовая акция «Школьный двор»

1-4

Ориентировочн
ое
Ответственные
время
проведения
октябрь
Классные руководители

Социально-благотворительная акция
«Подари ребенку день»

1-4

октябрь

Классные руководители

Акция «Дарите книги с любовью»

1-4

февраль

Классные руководители

Весенняя Неделя Добра (ряд
мероприятий, осуществляемых
каждым классом: «Чистый поселок чистая планета», «Памяти павших»,
«Посади дерево», «Подарок
младшему другу», «Здоровая
перемена» и др.)

1-4

апрель

Классные руководители

Организация проведения недели
безопасного движения «Внимание,
дети!» (по плану)
Выпуск стенгазет «Внимание, дети!»

1-4

сентябрь

Классные руководители

1-4

Октябрь

Классные руководители

Выставка детских рисунков по БДД,
конкурс поделок «Школа дорожных
наук»
Составление схемы «Мой путь в школу».

1-4

ноябрь

Классные руководители

1-4

сентябрь

Классные руководители

Праздник для первоклассников
«Посвящение в пешеходы»

1-4

сентябрь

Проведение «Минуток» по ПДД на
классных часах.

1-4

В течение года

Классный руководитель
1 класса
Классные руководители

Практические занятия по оказанию
первой медицинской помощи при
ДТП.

1-4

январь

Классные руководители

Выпуск плаката к конкурсу ЮИД

4

февраль

Выпуск и распространение
информационных листовок по БДД
Подготовка агитбригады ЮИД.

1-4

апрель

Классный руководитель
4 класса
Классные руководители

4

октябрь, май

Оформление стенда «Внимание,
дети!»

4

Сентябрь,
январь

Классный руководитель
4 класса
Классный руководитель
4 класса

Просмотр видеофильма
«Происшествие на дорогах»

1-4

В течение года

Классные руководители

Модуль « Экскурсии, походы»

Дела, события, мероприятия

Классы

Посещение выездных представлений 1-4
театров в школе
Посещение концертов в Доме
1-4
культуры
Экскурсия в школьный музей
1-4
«Предметы крестьянского быта 19-20
вв.»

Ориентировочн
ое
Ответственные
время
проведения
В течение года Классные руководители
В течение года

Классные руководители

октябрь

Классные руководители

Сезонные экскурсии в природу

1-4

По плану
клас.рук.
май

Туристические походы «В поход за
1-4
здоровьем»
Модуль « Профориентация»

Дела, события, мероприятия

Классы

Месячник профориентаций в школе: 1-4
конкурс
рисунков,
проект
«Профессии
моих
родителей»,
викторина «Все профессии важны –
выбирай на вкус!», беседы
Организация
тематических

Оформление информационных
листов о профессиях родителей
Организация и проведение экскурсий
на различные предприятия (заочных)

Классные руководители

Ориентировочн
ое
Ответственные
время
проведения
январь
Классные руководители

По плану
1-4

классных часов
Поведение классных мероприятий
«Профессии наших родителей»

Классные руководители

Классные руководители

1-4

В течение года

Классные руководители

1-4

В течение года

Классные руководители

1-4

В течение года

Классные руководители

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Выставки рисунков, фотографий
творческих работ, посвященных
событиям и памятным датам
Оформление классных уголков

1-4

Ориентировочн
ое
Ответственные
время
проведения
В течение года Классные руководители

1-4

В течение года Классные руководители

Трудовые десанты по уборке
территории школы
Трудовой десант по уборке
памятника «Павшим в годы войны»
Праздничное украшение кабинетов,
окон кабинета
Модуль « Работа с родителями»

1-4

В течение года

Классные руководители

1-4

Сентябрь,
апрель
В течение года

Классные руководители

Дела, события, мероприятия

Классы

1-4

Дела, события, мероприятия

Классы

Участие родителей в проведении
общешкольных, классных
мероприятий: «Бумажный бум»,

1-4

Классные руководители

Ориентировочн
ое
Ответственные
время
проведения
В течение года Классные руководители

«Подари ребенку день»,
«Бессмертный полк», «Зарница»,
новогодний утренник, «Мама, папа, я
– отличная семья!», классные
«огоньки» и др.
Общешкольное родительское
1-4
собрание

Заведующий филиалом

1-4

Октябрь,
декабрь, март,
май
1 раз/четверть

1-4

В течение года

Классные руководители

походы, 1-4

По плану
классных
руководителей
По плану
Совета

Классные руководители

Педагогическое просвещение
родителей по вопросам воспитания
детей
Индивидуальные консультации
Совместные
экскурсии.

с

детьми

Работа Совета профилактики с
1-4
неблагополучными
семьями
по
вопросам воспитания, обучения детей
Модуль «Профилактика»

Дела

Классы

1-4
Акция «Внимание – дети!»
Обновление информационных
материалов на стендах в холле
школы, классные уголки
«Правила дорожного движения»
Беседы:
Твой путь в школу (самый
безопасный маршрут).
Как мы знаем правила дорожного
движения.
Наш путь в школу и новые
безопасные маршруты.
Беседы и практические занятия:
Наш безопасный путь в школу.
Основные правила дорожного
движения на городских улицах.
Правила дорожного движения – закон
улиц и дорог.
Будь бдителен по дороге в школу.
Опасные ситуации на дороге.
Правила дорожного движения – закон
жизни.
Обязанности водителей, пешеходов и
пассажиров.
Конкурс детского творчества «Дорога
и мы»: школьный этап
Проведение занятия «Безопасный
путь в школу и домой», создание
индивидуальных
маршрутов

Ориентирово
чное время
проведения
сентябрь

Классные руководители

Председатель Совета

Ответственные
Классные руководители

учащихся
Неделя толерантности

1-4

ноябрь

Классные руководители

1-4

ноябрь декабрь

Классные руководители

1-4

декабрь

Классные руководители

1-4

декабрь

Классные руководители

1-4

ноябрь

Классные руководители

Месяц правовых знаний
Выставка в библиотеке «Правовая
культура человека»
Викторина «Твои права и
обязанности»
Викторина «На страже порядка»
Дискуссия «Тревожная кнопка»
День прав человека. «Уроки правовой
грамотности»
Классный час «День Конституции
Российской Федерации. Конституция
– основной закон нашей жизни»
Классный час «Международный день
борьбы с коррупцией»
Международный день прав человека
(10 декабря)
День Конституции Российской
Федерации (12 декабря)
Организация и проведение выставок :

февраль

Презентаций на тему «Мы
разные – мы вместе!»;
Выставка поделок
«Волшебный мир бумаги».
Неделя безопасного интернета
«Безопасность в глобальной
сети»
Профилактическая беседа - диалог с
учащимися «Безопасность в
интернете» Профилактическая
беседа безопасность.
Административная и уголовная
ответственность»
Тематический урок «Интернет –
друг или враг?»
Единый день детского телефона
доверия
Акция «Внимание дети!»
Единый день детской дорожной
безопасности

1-4

февраль

Классные руководители

1-4

май

Классные руководители

1-4

май

Классные руководители

Перечень
тематических классных мероприятий и классных часов
на 2021-2022 учебный год
Начальное общее образование (1 - 4 классы)
Месяц

Тематика

Сроки

Форма
проведения

сентябрь

Тематический урок «Урок науки и
технологии»
Тематический классный час «Правила
поведения в школе, на переменах, в
столовой. Наша безопасность.
Коронавирус и его профилактика»
Тематический классный час «День
солидарности в борьбе с терроризмом.
Действия населения по сигналу
«Внимание всем» и по сигналу о срочной
эвакуации»
Единый день детской дорожной
безопасности. Классный час по ПДД (в
соответствии с рекомендованной
тематикой). Безопасный маршрут
«Урок День МИРА»

01.09

Классный час

01.09

Классный час

03.09

Классный час

По плану
школы

Классный час

21.09

Классный час

В течение
месяца
В течение
месяца

Беседа

октябрь

ноябрь

Беседа «Режим питания. Витамины. Их
роль для растущего организма»
Тематический классный час по
правовому воспитанию и профилактике
коррупции (в соответствии с
рекомендованной тематикой)
Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет
Классный час по ПДД (в соответствии с
рекомендованной тематикой)
Беседа «Мы за правильное питание.
Правила гигиены при приёме пищи»
Классный час, посвящённый Дню Хлеба

По плану
школы
В течение
месяца
В течение
месяца
По плану
школы
По плану
школы
Перед
каникула
ми

Всероссийский урок «Экология и
энергосбережение»
Классный час по правилам пожарной
безопасности (в соответствии с
рекомендованной тематикой) и правилам
поведения на осенних каникулах
Тематический классный час «День
По плану
народного единства»
школы
Тематический классный час, посвящённый По плану

Классный час

Классный час
Классный час
Беседа
Классный час
Классный час
Классный час

Классный час
Классный час

Примечание

Международному дню толерантности
школы
«Давайте дружить» (1-2 классы), «Учимся
жить в многоликом мире» (3-4 классы)
Тематический классный час,
По плану
посвящённый Международному дню
школы
отказа от курения
Классный час (в соответствии с планом
В течение
классного руководителя)
месяца
День памяти жертв ДТП. Классный час
В течение
по ПДД (в соответствии с
месяца
рекомендованной тематикой)
Тематическое классное мероприятие,
ноябрь
посвящённое Дню матери

декабрь

январь

февраль

Экскурсия в музей (в соответствии с
планом классного руководителя)
Дню неизвестного солдата
День Героев Отечества
Тематическая беседа, посвящённая Дню
Конституции РФ
Тематический классный час,
посвящённый Международному дню
борьбы с коррупцией (в соответствии с
рекомендованной тематикой)
Классный час по ПДД (в соответствии с
рекомендованной тематикой)
Классный час по правилам пожарной
безопасности (в соответствии с
рекомендованной тематикой) и правилам
поведения во время новогодних
мероприятий и зимних каникул
Новогодний праздник в классе

В течение
месяца
03.- 09.12
По плану
школы
По плану
школы

Классный час

3-4 классы

Классный час

1-2 классы

Классный час

Праздник,
конкурс,
встреча
Экскурсия
Классный час
Беседа
Классный час

В течение
месяца
Перед
каникула
ми

Классный час

По плану
школы
По плану
школы

Праздник

Урок мужества и воинской славы,
посвященный полному освобождению
Ленинграда от фашистской блокады
Классный час по ПДД (в соответствии с
рекомендованной тематикой)
Классный час (в соответствии с планом
классного руководителя)
Беседа «Осторожно, гололёд! Опасность
простудных заболеваний»
Всемирный День безопасного Интернета.
Тематический классный час
Классный час по ПДД (в соответствии с
рекомендованной тематикой)
Тематическое мероприятие в классе,
посвящённое Дню защитника Отечества

В течение
месяца
В течение
месяца
В течение
месяца
По плану
школы
В течение
месяца
По плану
класса

Классный час (в соответствии с планом
классного руководителя)
Тематический классный час по

В течение
месяца
В течение

Классный час

Классный час

Классный час
Классный час
Беседа
Классный час
Классный час
Праздник,
викторина,
конкурс,
встреча
Классный час
Классный час

2-4 классы

март

апрель

май

правовому воспитанию и профилактике
коррупции (в соответствии с
рекомендованной тематикой)
Посещение театра, выставки
(в соответствии с планом классного
руководителя)
Тематическое мероприятие в классе,
посвящённые Международному
женскому дню

месяца

В течение
месяца

культпоход

По плану
класса

Праздник,
викторина,
конкурс,
встреча
Классный час

Классный час (в соответствии с планом
классного руководителя)
Тематическая беседа, посвящённая Дню
воссоединения Крыма с Россией
Классный час по ПДД (в соответствии с
рекомендованной тематикой)
Классный час по правилам пожарной
безопасности (в соответствии с
рекомендованной тематикой) и правилам
поведения на весенних каникулах
Тематическое мероприятие в классе в
рамках Недели финансовой грамотности

В течение
месяца
По плану
школы
В течение
месяца
Перед
каникула
ми
По плану
школы

Игра, диспут,
круглый стол

Тематический классный час «День
экологических знаний»
Классный час «Гагаринский урок
«Космос – это мы»
Тематический классный час «Мы за
здоровый образ жизни»
Тематический классный час
«Рекомендации поведения при
возникновении экстремальных ситуаций»
Урок мужества и воинской славы,
посвященный Дню Победы советского
народа в Великой Отечественной войне
1941-1945 гг
Тематическое мероприятие в классе,
посвящённые Дню семьи
Единый день детской дорожной
безопасности. Классный час по ПДД (в
соответствии с рекомендованной
тематикой)
Тематический классный час,
посвящённые Международному дню
детского телефона доверия

По плану
школы
По плану
школы
По плану
школы
По плану
школы

Классный час

По плану
школы

Классный час

По плану
школы
По плану
школы

Игра,
праздник
Классный час

По плану
школы

Классный час

Перед
каникула
ми

Классный час

Классный час по правилам пожарной
безопасности (в соответствии с
рекомендованной тематикой) и правилам
поведения на летних каникулах

Беседа
Классный час
Классный час

2-4 классы

Классный час
Классный час
Классный час

(совместно с
социальным
педагогом,
педагогомпсихологом)

Примерная тематика классных часов по правовому воспитанию
и противодействию коррупции
1 класс
1. Что такое хорошо и что такое плохо.
2. Поговорим о великодушии.
3. Неженки и сорванцы.
4. А если с тобой поступят так же?
2 класс
1. Закон и справедливость.
2. Быть честным.
3. Кого мы называем добрым?
4. Подарки и другие способы благодарности.
5. Деньги: свои и чужие.
3 класс
1. Хорошо тому делать добро, кто его помнит.
2. Зачем нужна дисциплина.
3. Это честно?
4. Можно и нельзя.
5. Мои друзья – мое богатство.
6. Не в службу, а в дружбу.
4 класс
1. Правила поведения – основа воспитания.
2. На страже порядка.
3. Упорство и упрямство.
4. Мы все разные, но у нас равные права.
5. Как прожить без ссор?
6. Я умею говорить «нет».
Тематика классных часов по антитеррористическому просвещению
несовершеннолетних в целях противодействия идеологии экстремизма и терроризма.
1 класс
1. Действия по сигналу «Внимание всем» и по сигналу эвакуации.
2. «Есть такая профессия – Родину защищать.
3. «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях».
4. « В единстве наша сила.»
2 класс
1. Действия по сигналу «Внимание всем» и по сигналу эвакуации.
2. «Мы дети одной планеты».
3. «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях».
4. «Будьте бдительны»
3 класс
1. Действия по сигналу «Внимание всем» и по сигналу эвакуации.
2. «Для подвига нет возраста и национальности».
3. «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях».
4. «Правила личной безопасности».
4 класс
1. Действия по сигналу «Внимание всем» и по сигналу эвакуации.
2. «Мои друзья представители разных культур».

3. «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях».
4. «Правила личной безопасности».

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
№

Тематика классных часов по ПДД
1 класс
Темы бесед
На наших улицах
Мы идем в школу
Это должны знать всё
Наши верные друзья
Мы — пассажиры.
Мы знакомимся с дорожными знаками
Где можно играть?
На загородной дороге
Мы учимся соблюдать правила движения
Утренник по правилам движения
2 класс
Темы бесед

Как мы знаем правила дорожного движения? Основные
правила поведения учащихся на улице, дороге. Детский
дорожно- транспортный травматизм.
2 Движение пешеходов по улицам и дорогам.
3 Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка:
4 Сигналы светофора и регулировщика
5 Правила перехода улиц и дорог.
6 Перекрестки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями
транспортных средств.
7 Дорожные знаки.
8 Обязанности пассажиров.
9 Правила перехода улицы (дороги) при высадке из транспортных
средств.
10 Практические занятия и игры по правилам безопасного
поведения на специально размеченной площадке или на улице.
3 класс
№
Темы бесед
1

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Введение
Перекрестки и их виды. Дорожная разметка.
Сигналы для регулирования дорожного движения.
Дорожные знаки и их группы.
Правила перехода улиц и дорог.
Тормозной путь транспортных средств
Виды транспортных средств.
Настольные игры по правилам дорожного движения.
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения
учащихся на улицах и дорогах.
10 Итоговое занятие
4 класс
№
Темы бесед
1

Наш путь в школу и новые маршруты

2
3
4
5
6
7

Проверка знаний правил дорожного движения
Движение учащихся группами и в колонне.
Труд водителя
Перевозка учащихся на грузовых автомобилях
Предупредительные сигналы водителей
Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами

8

Практические занятия на специально размеченной площадке

9 Экскурсия по городу (поселку)
10 Итоговое занятие
Примерная тематика классных часов и бесед по ППБ:
1 класс
1. Пять правил пожарной безопасности
2. Если в доме начался пожар
3. Огонь – друг и враг человека. Действия при пожаре в школе
4. Действия при пожаре в лесу и во время грозы
2 класс
1. Действия при пожаре в школе.
2. Первоочередные действия при пожаре в квартире. Правила выхода из задымленной
квартиры.
3. Как правильно позвонить в пожарную охрану. Безопасное обращение с электричеством
в доме. Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара.
4. Летний отдых и пожарная безопасность.
3 класс
1. От чего происходят пожары.
2. История создания пожарной охраны.
3. Правила безопасного поведения на кухне. Безопасное использование бытовой техники.
4. Оказание помощи при ожогах.
4 класс
1. Пожарная охрана, её назначение и задачи.
2. Действия при пожаре в доме. Противопожарный режим в жилом доме.
3. Действия при пожаре в школе.
3. Первичные средства пожаротушения. Назначение и оборудование пожарного щита.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».