ФМОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское НОШ им. Ф.З.Загафуранова д.Сулейманово Программа воспитания 2021-2022

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ЛИЦЕЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ФИЛИАЛ МОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское НОШ им. Ф.З.Загафуранова является
начальной общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 сентября 2021 года
составляет 16 человека. Обучение ведётся с 1 по 4 класс по одному уровню образования:
начальное общее образование.
Филиал
МОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское НОШ им.Ф.З.Загафуранова д.
Сулейманова - это деревенская школа, удаленная от культурных и научных центров.
Социокультурная среда села более консервативна и традиционна, чем в городе,
сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская
природная среда естественна и приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как
естественную среду собственного обитания.
Деревенская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и
культурным центром деревни.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным
знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется
уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь.
Практически все педагоги школы родились в нашем поселке, учились в этой школе, теперь
работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в
семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между
педагогами, школьниками и их родителями.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных
контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что
при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет
резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста.
Таким образом,
создавая
условия для
ребенка по выбору форм, способов
самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности
деревенской школы.
В процессе воспитания сотрудничаем с Администрацией МР Мечетлинский район РБ,
КДН и ЗП, ПДН МВД Мечетлинского района, отделением Северо-Восточного межрайонного
центра «Семья». Принимаем участие в проектах, конкурсах и мероприятиях МАУ Районный
дворец культуры, МБУ ДО ДПиШ, МАУ «Молодежный центр». Начали принимать участие в
проектах Российского движения школьников.
В школе функционируют отряды Юного инспектора дорожного движения, волонтеров,
Дружина юного пожарного. Работает школьный краеведческий музей.
Процесс воспитания
основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями,
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
2

воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его
роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего
по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую
функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек),
общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии
их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта
осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем
уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе;
подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
3

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать
своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его
вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели
воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной
возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников
способствует решение
следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в
школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так
и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и
событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом
профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
4

участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив.
Для этого в Школе используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:
•
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
-патриотическая акция «Бессмертный полк» (шествие жителей Мечетлинского района с
портретами ветеранов Великой Отечественной войны проходит ежегодно);
-экологическая акция «Бумажный бум» (макулатура сдается в приемные пункты);
• открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок.
- общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их
рамках обсуждаются насущные проблемы;
• проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для
творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих:
- спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные соревнования, состязания «Зарница»,
«Веселые старты» и т.п. с участием родителей в командах;
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню
матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек;
-концерты в районном Дворце культуры с вокальными, танцевальными выступлениями
школьников в День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.
На школьном уровне:
• общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная
обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей
Школы);

-праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники,
День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера,
«Первый звонок», «Последний звонок» и др.;
-Метапредметные недели;
- Тематические субботы.

5

• торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и
развивающие школьную идентичность детей:
- «Посвящение в первоклассники»;
- «Прием в пионеры»;
- «Первый звонок»;
- «Последний звонок».
• церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад
в развитие школы:
-еженедельные общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей;
- торжественное мероприятие «Парад звезд»;
-награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года
победителей конкурса «Лучший спортсмен/спортсменка» и «Лучший спортивный класс».
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные общественные
объединения, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с
учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
• организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел
с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной
стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения
в обществе.
6

• проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога
и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности
обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для
общения.
• сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями
и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии
собственного участия в жизни класса.
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы
и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями.
• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи.
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников;
• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
• регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
• помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
7

• организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
• создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
• привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
• организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания,
развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных школьниками ее направлений:
• Спортивно-оздоровительное
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся начального общего
образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и
эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной
программы начального общего образования.
Данное направление реализуется по программам:
− «Юный шахматист»
− «Спортивная карусель»
По итогам работы в данном направлении проводятся, соревнования, показательные выступления,
дни здоровья, эстафеты, беседы, весёлые старты, викторины, походы, спартакиады, турслёты,
сдача нормативов ГТО, кросс.
Духовно-нравственное
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовнонравственного развития обучающихся в единой урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других
институтов общества.
Данное направление реализуется программами: по антикоррупционному воспитанию,
"Я - Россия", "Мир, в котором я живу", Уроки нравственности", «Русские умельцы", "Уроки
добра", "Человек и его след в истории" путем проведения классных часов по теме «Азбука добра».
По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов, экскурсии, выставкипутешествия, лекции, беседы, видеозанятия, игры- путешествия, викторины, акции, конкурсы,
утренники, сборы, операции, праздники, классные часы.
•

8

• Социальное
Целесообразность направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся,
способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне начального общего
образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических
компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Данное направление реализуется через программы:
− Школьный музей(поисковая работа)
− Башкирский государственный язык « Илhам» для детей, владеющих башкирским языком
− ЮИД (юный инспектор движения)
По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов, конкурсы,
презентации портфолио достижений, презентация творческих работ, беседы, экскурсии, акции,
проведение коллективных творческих дел, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, утренники.
Общеинтеллектуальное
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Данное направление реализуется метапредметными программами:
− «Занимательная математика»
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов,
викторины, беседы, выставки, инсценировки, выпуски газет, математические бои, участие в
предметных неделях, олимпиады научно-исследовательские конференции, турнир по физике,
конкурсы сочинений и чтецов.
•

•

Общекультурное.

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных
ориентаций, развитие общей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой
культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями
многонационального народа России и народов других стран.
Данное направление реализуется через программу:
− «Умелые руки»
− Программа реализуется через участие в школьных, муниципальных и региональных
конкурсах, фестивалях, предметные декады, олимпиады, проектную деятельность.
По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов,
практические занятия, игры, экскурсии, выставки и конкурсы, фестивали, акции, беседы.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
9

• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Формы деятельности для реализации воспитательного потенциала урока:
- предметные образовательные события на уровне школы, района, республики;
- конкурс предметных стенгазет в рамках предметных недель;
- видеоуроки, лекции, семинары, практикумы, мультимедийные презентации, цифровые
платформы, тесты в онлайн – режиме;
- интерактивные формы работы на уроке
– деловые игры, работа в группах, предметные дискуссии конструктивного диалога,
интеллектуальные игры.

10

3.5. Модуль «Детские общественные объединения»
На базе школы действуют объединение 1-4-х классов в составе РДОО «Пионеры
Башкортостана»
Правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных
объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный
для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей
школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
• рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников
(проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
• поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у
ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в
объединении;
• участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном движении,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
На школьном уровне:
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
• утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы, подотчетность; ротация состава выборных органов), дающих
ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям,
своей школе, обществу в целом;
• участие и проведение профилактических акций – «Внимание, дети!», «Спасибо,
водитель!», «Огонь – друг, огонь - враг», «Помощь ветерану»;
• работа по облагораживанию пришкольной территории, уход за деревьями,
кустарниками, благоустройство клумб;
• шефские мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, создание видеороликов;
• неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения
вопросов управления объединением, планирования дел в школе и празднования знаменательных
для членов объединения событий;
• работа в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием детей, набор значимых
дел;
• поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих
у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит
в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения,
проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и
поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности
пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного
анализа проводимых детским объединением дел);
На внешкольном уровне:
• участие членов детских общественных объединений в реализации практик обще
ственно-государственной детско-юношеской организации РДШ;
• участие членов детских общественных объединений в проектах, акциях, конкурсах,
агитбригадах по линии района, республики;
• участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
11

На индивидуальном уровне:
• вовлечение, по возможности, каждого ребенка в мероприятия детских общественных
объединений.
3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору
своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
• профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о
типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
• посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
• участие в работе всероссийских профориентационного проектов «ПроеКТОриЯ»,
«Билет в будущее», «Большая перемена», «Финансовая грамотность», созданных в сети
интернет;
• освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельности.
3.7. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (СМИ) (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры
школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации учащихся с учетом возрастных особенностей школьников.
Назначение школьных СМИ – освещение (через школьную газету, школьное радио,
школьный сайт, социальные сети) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация
общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности классных коллективов и отдельных
учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
• освещение через школьную газету, школьное радио, школьный сайт, социальные сети,
официальную группу школы в Instagram наиболее интересных моментов жизни школы, популя
ризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического са
моуправления;
• освещение через школьную газету материалов о вузах, колледжах и востребованных рабо
чих вакансиях, которые могут быть интересны школьникам;
• конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных
статей;
• создание школьного медиацентра из заинтересованных добровольцев, групп информаци
онно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющих видеосъемку и мульти

12

медийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников,
вечеров, дискотек;
• школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддер
живающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещ
ения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения
внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и органи
зации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли б ы
открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
• создание школьного прессцентра в Центре гуманитарного и цифрового образования «Точка
Роста», в рамках которой создаются газеты, видеоролики, осуществляется монтаж познавательных,
документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетичес
кое, патриотическое просвещение школьников;
• участие школьников в районных, республиканских, всероссийских конкурсах школьных
медиа.
3.8. Модуль «Работа с родителями»
Цель: формирование эффективной системы взаимодействия родителей с педагогами для
создания благоприятной среды для сплочения учащихся и воспитанников в единый дружный
коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности.
Задачи: 1. Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность
ребёнка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы
образовательного учреждения;
2. Включение родителей в разнообразные сферы деятельности образовательного
учреждения;
3. Повышение психолого – педагогической культуры. Работа с родителями или законными
представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели
воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
• Общешкольный родительский комитет, Совет лицея, участвующие в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в
школе;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
• семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
• индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
Мероприятия в рамках модуля:
1) Организация и проведение общешкольных родительских собраний.
2) Организация встреч родителей со специалистами, работающими в школе.
3) Организация и проведение классных родительских собраний.
4) Организация родительского собрания, выборы родительского актива.
5) Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе.
13

6) Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям воспитательной работы.
7) Привлечение родителей к участию в школьных праздниках.
8) Родительские лектории, семинары, диспуты.
9) День открытых дверей.
10) Привлечение родителей выпускников к проведению праздника "Последний звонок",
выпускных вечеров.
3.9. Модуль «Профилактика»
Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей по направлению
«Профилактика» включает в себя развитие творческих способностей и коммуникативных навыков
детей, формирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения, создание условий
для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, уважение к правам и свободам
человека, позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного
поведения и реализуется по следующим направлениям:
1. Профилактика безнадзорности и правонарушений
Задачи воспитания:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска,
направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
- повышение правовой культуры и социально – педагогической компетенции родителей
учащихся;
- сотрудничество с организациями и службами Мечетлинского района по работе с семьей с
целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в
семьях отдельных учащихся;
- воспитание ответственности за порученное дело;
- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Реализация путем:
• составления и корректировки социального паспорта класса и школы;
• выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении, детей «группы
риска»;
• создания банка данных неблагополучных детей, детей группы риска;
• выявления детей, систематически пропускающих уроки без уважительных причин;
• посещения учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий;
• разработки памяток «Мои права и обязанности»; оформление стенда «Безопасность»
• родительских лекториев;
• мероприятий в рамках «Всероссийского дня правовой помощи детям»;
• взаимодействия с инспектором по делам несовершеннолетних;
• вовлечения детей, состоящих на ВШУ, в общественно-значимую деятельность;
• организации встреч с работниками прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних,
полиции.
2. Профилактика суицидального поведения
Задачи воспитания:
• оказать помощь в решении личностных проблем социализации и построении
конструктивных отношений с родителями, педагогами и сверстниками;
• содействовать профилактике неврозов;
• способствовать развитию навыков саморегуляции и управления стрессом.
Реализация путем:
• работы школьного педагога – психолога;
• лекториев для педагогического коллектива;
• индивидуальных консультаций с учителями-предметниками и классными
руководителями;
14

• общешкольных родительских собраний;
• лекториев для родителей;
• консультаций для родителей учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
• мониторинга среди учащихся по выявлению детей, находящихся в кризисной ситуации;
• изучения межличностных взаимоотношений учащихся в классных коллективах
(социометрия) и выявление «изолированных» детей;
• комплексной психологической диагностики учащихся проблемами обучения, развития,
воспитания.
• тематических классных часов.
• консультации для учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
• информирования о действии «Телефонов доверия», памятки, инструкции.
3. Профилактика экстремизма и терроризма.
Задачи воспитания:
• воспитание культуры толерантности и межнационального согласия;
• достижение необходимого уровня правовой культуры как основы толерантного сознания и
поведения;
• формирование в детской и молодежной среде мировоззрения и духовнонравственной
атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод
человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу;
• разработка и реализация комплексного плана, направленного на формирование у
подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие.
Реализация путем:
• организации плановой эвакуации обучающихся;
• организации учебы работников по безопасности;
• организации тематических классных часов по проблеме воспитания толерантности у
обучающихся, по профилактике экстремизма, расовой, национальной, религиозной розни;
• организации родительских собраний по проблеме воспитания толерантности у
обучающихся, по профилактике проявлений экстремизма;
• организации уроков доброты, нравственности;
• встречи с работниками правоохранительных органов по вопросу ответственности за
участие в противоправных действиях;
4. Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения.
Задачи воспитания:
• продолжить формирование знаний об опасности различных форм зависимостей,
негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с
учащимися, педагогами, родителями;
• способствовать обеспечению условий для организации и проведения мероприятий,
направленных на формирование у учащихся стремления к ведению здорового образа жизни;
повышать значимость здорового образа жизни, престижность здорового поведения через систему
воспитательных мероприятий;
• систематизировать совместную работу с родителями, педагогами, медиками и
общественностью по профилактике употребления употреблению спиртных напитков,
наркотических и психотропных веществ, табачных изделий;
• продолжать работу по развитию информационного поля по профилактике употребления
спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, табачных изделий;
• продолжить развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся,
способности противостоять негативному влиянию со стороны.
Реализация путем:
• установления неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих
под опекой и попечительством;
• установления учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических
веществ, табакокурению и проведение с ними профилактической работы;
15

• совместных рейдов с сотрудниками полиции на предмет выявления мест (скоплений
учащихся), отрицательно воздействующих на детей;
• корректировки картотеки индивидуального учёта подростков «группы риска»;
• проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции);
• контроля над внеурочной занятостью учащихся;
• организации профилактических рейдов «Подросток»;
• размещения информационно-методических материалов на сайте школы;
• контроля над посещаемостью учебных занятий, выявление учащихся, не посещающих
школу по неуважительным причинам, профилактическая работа с ними, своевременное
реагирование;
• организации лекториев, циклов бесед, круглых столов, тематических классных часов,
акций, квестов, конкурсов для учащихся;
• систематического выявления учащихся, нарушающих Устав школы и другие нормативные
акты, регулирующие поведение школьников и принятие мер воспитательного воздействия к ним;
• организации семинаров с элементами тренинга по профилактике наркомании,
табакокурения, алкоголизма;
• организации консультаций для родителей по вопросам профилактики алкоголизма,
наркозависимости и лечения их последствий.
• организации родительские собраний, лекториев, анкетирования.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным
самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного
воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на
изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по
воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
16

существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший
учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над
чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и
взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью
школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами,
лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.

17

Список используемой литературы
1. Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в деятельности
детского общественного объединения // Сборник научных трудов международной научнопрактической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху»
(International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред.
С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765773.
2. Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как условие
эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное образование:
эффективные практики и перспективы развития Материалы I Международной научнопрактической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71. (РИНЦ)
3. Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей детских
общественных объединений. Издание второе – М.: Московский городской педагогический
университет, ООО «А – Приор», 2018.
4. Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский // Завуч.
Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61.
5. Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в
условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное и
высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н.
Геворкян, Н.Д. Поду
6. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов // Отечественная
и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76. (ВАК).
7. Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской идентичности
школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за
формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам
Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В.
Заика Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018, С. 228-236

18

Направление
воспитательной работы
Гражданско-патриотическое
воспитание

Духовно-нравственное
воспитание

Экологическое воспитание

Физкультурнооздоровительное воспитание

Самоуправление в школе
и в классе

Методическая работа
Работа кружков и
спортивных секций

Задачи работы по данному направлению
1) Формировать у учащихся такие качества, как долг,
ответственность, честь, достоинство, личность.
2) Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества,
школы, семьи.
1) Формировать у учащихся такие качества, как культура
поведения, эстетический вкус, уважение личности.
2) Создавать условия для развития у учащихся творческих
способностей.
1) Изучение учащимися природы и истории родного края.
2) Формировать правильное отношение к окружающей среде.
3) Организация работы по совершенствованию туристских
навыков.
4) Содействие в проведении исследовательской работы
учащихся.
5) Проведение природоохранных акций.
1) Формировать у учащихся культуру сохранения и
совершенствования собственного здоровья.
2) Популяризация занятий физической культурой и спортом.
3) Пропаганда здорового образа жизни
1) Развивать у учащихся активность, ответственность,
самостоятельность, инициативу.
2) Развивать самоуправление в школе и в классе.
3) Организовать учебу актива классов.
1) Изучение и обобщение опыта работы классных
руководителей;
2) Оказание методической помощи классным руководителям в
работе с классом.
1) Сохранение традиционно работающих кружков и секций;
2) Контроль за работой кружков и секций.

19

СЕНТЯБРЬ
Девиз месяца: «Внимание дети!»
Направление
воспитательной
работы

Название мероприятия

Время проведения

Для
Отве
кого
тстве
провод
нный
ится
1-4кл.
Класс
руков
1-4кл.
одите
ли

1.Торжественная
линейка
«Здравствуй, школа!»
2. Урок по темам: «Великая
отечественная Война»
3. Беседы в классах по ПДД.
4. «Знать и соблюдать законы».
Встреча с инспектором по делам
несовершеннолетних, инспектором
по
пропаганде
безопасности
дорожного движения
5. Операция «Помощь».
6. Учебная эвакуация учащихся и
сотрудников ОУ.
7. Классные часы: «Инструктаж по
ТБ», «Школа безопасности»

1 сентября

Духовнонравственное
воспитание

1.Подготовка ко Дню пожилого
человека.
2. Подготовка ко Дню Учителя.

В течение месяца
В течение месяца

1-4кл.

Кл.
рук.

Экологическое
воспитание

Экскурсии
Походы

Третья неделя
Последняя неделя

1-4 кл.

Кл.
рук.
1-3

Физкультурнооздоровительное
воспитание

1. Общешкольный праздник «День
здоровья»

28.09.2020
Третья неделя
В течение месяца

1– 4 кл. Учите
ль
физры,
кл.
рук.

Профориентацио
нное и трудовое
воспитание
Семейное
воспитание

1. Операция «Чистота»
2. Акция «Школьный участок»

В течение месяца
В течение месяца

1-4
.

кл.
рук.

1.Родительские собрания по
классам
2.Совместный рейд в семьи
учащихся

Третья неделя
В течение месяца
В течение месяца

1 –4

кл.
рук.,

Самоуправление
в школе

1. Классные часы «Планирование
работы класса на 2020-21 учебный

Первая неделя

1-4 кл.

Кл.
рук.

Ключевые
общешкольные
дела.

20

1 сентября

Первая неделя

1-4 кл.
1-4 кл.

В течение месяца

1-4 кл.
В течение месяца
До 5 сентября

1-4 кл.
.

Класс
руков
одите
ли
Класс
руков
одите
ли
Класс
руков
одите
ли

и в классе

Методическая
работа

Работа кружков и
спортивных
секций

Контроль за
воспитательным
процессом

год»
2. Выборы органов самоуправления
в классах
3. Заседания отделов, выборы
актива школьного самоуправления

Первая неделя

Заседание МО классных
руководителей
.
1. Планирование воспитательной
работы на 2020-21 учебный год
2. Обучающий семинар: «Основные
требования к планированию
воспитательной работы в школе на
2020/2021учебный год»
1. Презентация кружков и секций
2. Работа по оформлению
документации рук. кружков
3. Составление расписания работы
кружков
1. Содержание планов
воспитательной работы.
2. Программы и тематическое
планирование кружков, секций.
Комплектование групп.
3. Диагностика воспитанности
учащихся.
4. Организация внеурочной
деятельности в начальной школе.

Третья неделя

Классн
ые
руково
дители
1-4 кл.

Зав
фили
ала.

В течение месяца
В течение месяца

1-4 кл.

Трене
р
педаг
ог.

Классн
ые
руково
дители
14класс
ов

Зав
фили
ала.

21

Кл.
рук.

Вторая неделя
сентября

ая,
зам
по ВР

Третья неделя
Сентябрь

ОКТЯБРЬ
Девиз месяца: «Старших надо уважать»
Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание

Духовнонравственное
воспитание

Экологическое
воспитание

Название мероприятия
1.
Акция
«Поздравляем!»
(Поздравление ветеранов труда
школы)
2. Концертная программа ко Дню
пожилого человека.
3. Подготовка к школьному
смотру художественной
самодеятельности.
1. День учителя. День
самоуправления. Праздничный
концерт для учителей.
2. Выставка плакатов «Учителям
посвящается».
3. Общешкольные мероприятия,
посвященные осени.
Конкурс поделок из природного
материала «Осенний калейдоскоп»

Время проведения
Первая неделя

Для
Отве
кого
тстве
проводи
нный
тся
1-4кл.
Кл.
рук.

Первая неделя

Первая неделя
1-4кл.

Кл.
рук.

Первая неделя
Третья неделя

Третья неделя

1-4 кл.

Кл.
рук.

Физкультурнооздоровительное
воспитание

1.Беседы на кл. часах «Твое
здоровье и вредные привычки»
2.Участие в спартакиаде
3. Урок «Олимпийские игры»

В течение месяца

Профориентацио
нное и трудовое
воспитание
Семейное
воспитание

Операция «Чистота» (проверка
санитарного состояния кабинетов)

Третья неделя

1-4кл.

1. Посещение семей с целью
проверки бытовых условий и
выполнение режима дня.

В течение месяца

1 – 4 кл.

Кл.
рук.

Третья неделя
Третья неделя
Первая неделя
Четвертая неделя
Вторая неделя

1-4.

Кл.
рук.

Самоуправление
в школе
и в классе

Методическая
работа

Работа кружков и
спортивных

2. Родительское собрание
1. Заседание отделов школьной
Думы
2. Операция «Уголок» (проверка
классных уголков, их
функционирование)
3. Учеба актива
1.Индивидуальные собеседования
с классными руководителями,
помощь в подготовке
мероприятий.

1. Составление плана работы
кружков и секций на осенние
22

В течение месяца
Первая неделя

Учите
ль
физку
льтур
ы
кл.
рук.

Третья неделя
В течение месяца

Зав
фили
ала
Кл. рук.
1-4 кл.

Вторая неделя

1-4класс

Зав
фили

секций

каникулы.

ала

Контроль за
воспитательным
процессом

1. Эффективность форм и методов
работы классных руководителей 13
2. Подготовка и проведение
праздника «День учителя».
3. Подготовка к проведению
осенних каникул.

23

В течение месяца

Классны
е
руковод
ители

Зав
фили
ала

НОЯБРЬ
Девиз месяца: «В здоровье наша сила»
Направление
воспитательно
й работы

Название мероприятия

Время проведения

Гражданскопатриотическое
воспитание

a.
Месячник
здорового образа жизни:
- классные часы,
посвященные пропаганде
здоровья;
- общешкольные
мероприятия;
- выпуск газет;
- выставка рисунков.
День народного единства
Духовно1. Проведение внеклассных
нравственное
мероприятий ко Дню матери
воспитание
2. Выставка газет, рисунков,
сочинений, посвящённых
Всемирному дню Матери
3. Международный день
толерантности
Физкультурно1.Классные часы с
оздоровительное приглашением врачей,
воспитание
работников правоохранительных
органов
2.Оформление стенда «Будь
здоров!»
3.Демонстрация видеофильмов о
здоровом образе жизни.
4.Общешкольные мероприятия
5.Соревнования по гимнастике
6.Соревнование по баскетболу
7. Участие в спартакиаде
8. Урок «Олимпийские игры»
Профориентаци Операция «Чистота»
онное и
трудовое
воспитание
Семейное
1.Выставка рисунков ко дню
воспитание
матери
2.Внеклассные мероприятия с
приглашением мам.

Самоуправление 1. Учеба актива
в школе
2.Рейд по проверке чистоты в
и в классе
кабинетах
3. Операция «Чистота»
4. Операция «Помощь»
24

В течение месяца
В течение месяца

Для
кого
Ответст
проводи венный
тся
1-4 кл.
1-4

Третья неделя
Вторая неделя
Вторая неделя

Третья неделя

1-4 кл.

Кл. рук.
1-4
Кл. рук.
1-4 кл.

1 – 4 кл.

Кл. рук.
1-4 кл.

Третья неделя

1- 4кл.

Кл. рук.
1-4 кл.,

Третья неделя
Третья неделя

1-4 кл.
1-4 кл.

Кл. рук.
1-4 кл.
Кл. рук.
1-4 кл.

Первая неделя
Первая неделя
Четвертая неделя
Третья неделя
Третья неделя

1-4 кл.

. Зав
филиала

Третья неделя

В течение месяца
Первая неделя
В течение месяца
Четвертая неделя
В течение месяца
В течение месяца
В течение месяца
Первая неделя

1-4кл.
Кл. рук.
1-4кл.

В течение года
Методическая
работа

Работа кружков
и спортивных
секций
Контроль за
воспитательным
процессом

МО классных руководителей
Совещание: «Корректировка
планов работы на вторую
четверть»
Посещение занятий кружков

1. Посещение классных часов.
2.Работа по профилактике
правонарушений,
беспризорности, безнадзорности.
3. Мониторинг
удовлетворенности родителей
внеурочной деятельностью.

25

Кл. рук.
1-4 кл.

Зав
филиала

В течение месяца

1-4
класс

Зав
филиала

В течение месяца

Классны
е
руковод
ители 14
классов

Зав
филиала

ДЕКАБРЬ
Девиз месяца: «Новый год у ворот!»
Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание

Духовнонравственное
воспитание

Экологическое
воспитание
Физкультурнооздоровительное
воспитание

Профориентацио
нное и трудовое
воспитание
Семейное
воспитание

Название мероприятия

Время проведения

Для
Ответс
кого
твенн
проводи
ый
тся
1-4 кл.
Кл.
рук. 13 кл.

1.Тематические классные часы
«Закон обо мне, я о законе».
2. Поздравление учителейветеранов с новогодними
праздниками

Первая неделя

3. Торжественное мероприятие,
посвященное Дню Конституции
Российской Федерации
1. Новогодние утренники.
2. Конкурс оформления фойе и
зала проведения елки.

12 декабря

Первая неделя
Последняя неделя

1-4 кл.
1-4 кл.

Кл.
рук. 13.
Зав
филиал
а

Акция «Поможем зимующим
птицам»
1. Всемирный день борьбы со
СПИДом «Здоровый Я – здоровая
Россия»
2. Соревнования на приз Деда
Мороза
3.Участие в спартакиаде

Вторая неделя

1-4кл.

Кл.
рук..
Кл.
рук..
Учител
ь
физкул
ьтуры

1– 4 кл.

Кл.
рук..

Родител
и

кл. рук.
1-3 кл

1-4кл.

Зав
филиал
а

1.Операция «Чистота»
2. Операция «Забота»
1.Школа родительских лекториев.
Родительские собрания по итогам
четверти
2. Участие и посещение родителей
новогодних утренников.

Самоуправление
в школе
и в классе

1. Учеба актива
2. Итоги соревнования за первое
полугодие

Методическая
работа

Планерка классных
руководителей по проведению
новогодних праздников.
26

В течение месяца

1-4кл.
.

кл. рук.

1-4кл.

Вторая неделя
Третья неделя
В течение месяца
Первая неделя

В течение месяца
Третья неделя
В течение месяца
Первая неделя

Последняя неделя

Первая неделя
Первая неделя
Четвертая неделя

Последняя неделя
Вторая неделя

.
1-4 кл.

Актив
Классны
е
руковод

кл. рук.
1-3 кл
Зав
филиал
а
Зав
филиал
а

Работа кружков и
спортивных
секций

Составление плана работы
кружков и секций на зимние
каникулы

Последняя неделя

Контроль за
воспитательным
процессом

1. Посещение классных часов.
2.Работа по профилактике
правонарушений, беспризорности,
безнадзорности.

В течение месяца

27

ители
14кл.

Классны
е
руковод
ители 14
классов

Зав
филиал
а

Зав
филиал
а

ЯНВАРЬ
Девиз месяца: «Я - патриот»
Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание

Название мероприятия
1. Подготовка к месячнику
«Военно-патриотического
воспитания»

Время проведения
В течение месяца

В течение месяца

Духовнонравственное
воспитание

2. Беседы с участием инспектора
ГБДД«Это должен знать каждый»
3. Учебная эвакуация учащихся и
сотрудников ОУ.
54 Классные часы: «Инструктаж
по ТБ», «Школа безопасности»,
«Юный спасатель»
Посещение музеев

До 15 января

Для
Ответс
кого
твенн
проводи
ый
тся
1-4 кл.
Кл.
рук. 13 кл.
1-4кл.
Зав
филиал
.
а

В течение месяца
1-4 кл.

В течение месяца

1-4кл.

В течение месяца

1-4 кл.

Педкол
лектив
школы,
учащие
ся.
кл. рук.
1-3 кл.
Кл.
рук.

Экологическое
воспитание
Семейное
воспитание

Операция «Кормушка»

Физкультурнооздоровительное
воспитание

1. Дни здоровья во время зимних
каникул
2. Веселые старты
3.Соревнования по настольному
теннису
4. Первенство школы по шахматам
5. Участие в спартакиаде школ
района
1.Операция «Чистота»

В течение месяца

1-4 кл.

Кл.
рук.

1. Учеба актива

Третья неделя

1-4 кл.

Зав
филиал
а

1. Планерка кл. рук. по
подготовке месячника
«Военно-патриотического
воспитания»
2. Консультации классных
руководителей по плану
воспитательной работы на 2
полугодие

Третья неделя

Кл. рук.
1-4 кл.

Зав
филиал
а

Профориентацио
нное и трудовое
воспитание
Самоуправление
в школе
и в классе
Методическая
работа

1.Индивидуальные
для родителей

консультации В течение месяца

28

В течение каникул
В течение месяца
В течение месяца
В течение месяца
В течение месяца
Первая неделя

Кл.
рук.

Третья неделя
Кл. рук.
1-4 кл

Работа кружков и
спортивных
секций

Посещение занятий кружков

В течение месяца

1-4
классы

Зав
филиал
а

Контроль за
воспитательным
процессом

1.Система работы классного
руководителя в начальной школе.
2.Диагностика воспитанности
учащихся 1-3классов.

В течение месяца

Классны
е
руковод
ители

.
Зав
филиал
а

29

ФЕВРАЛЬ
Девиз месяца: «Быстрее, выше, сильнее»
Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание

Название мероприятия

Время проведения

Месячник «Военнопатриотического воспитания»:
- акция «Поздравь солдата»
- операция «Забота»
- конкурс рисунков
- общешкольные мероприятия,
посвященные Дню защитника
Отечества
- поздравление ветеранов с Днем
защитника Отечества
-военно-спортивная игра
«Зарничка»

В течение месяца

Духовнонравственное
воспитание
Семейное
воспитание

Подготовка мероприятий,
посвященных Международному
Женскому дню (8 марта)
Родительское собрание

Первая неделя

Физкультурнооздоровительное
воспитание

1.Турнир по пионерболу
2.Веселые старты
3.Подвижные игры – «Снайпер»
4. Соревнования по мини футболу

Профориентацио
нное и трудовое
воспитание
Самоуправление
в школе
и в классе

2. Операция «Чистота»

Для
Ответс
кого
твенн
проводи
ый
тся
Зав
филиал
1-4 кл.
а
Кл.рук.
Педаго
г
тренер

Третья неделя
Третья неделя

1-4кл.

Кл.
рук. 13 кл.
Зав
филиал
а

Четвертая неделя
В течение месяца
В течение месяца
В течение месяца

1-4

Учител
ь физры

В течение месяца

1-4кл
.

Кл. рук

Первая неделя

1-4

Зав
филиал
а

Кл. рук.
1-4 кл.

Зав
филиал
а

1-4
класс

Зав
филиал
а

Классны
е
руковод
ители 134кл.

Зав
филиал
а

Третья неделя

1. Учеба актива

Методическая
работа

МО классных руководителей

Работа кружков и
спортивных
секций

Посещение занятий кружков

Контроль за
воспитательным
процессом

Работа классных руководителей
В течение месяца
по воспитанию гражданскопатриотических качеств учащихся.
Подготовка и проведение
месячника патриотического
30

В течение месяца

воспитания

31

МАРТ
Девиз месяца: «В мире прекрасного»
Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание
Духовнонравственное
воспитание

Экологическое
воспитание
Профориентацио
нное и трудовое
воспитание

Семейное
воспитание

Физкультурнооздоровительное
воспитание

Самоуправление
в школе
и в классе
Методическая
работа
Работа кружков и
спортивных
секций
Контроль за

Название мероприятия
1.

Операция «Ветеран»

Время проведения
В течение месяца

Для
Ответс
кого
твенн
проводи
ый
тся
кл.
1-4кл.
рук.
.
Родител Кл.
ей
рук.

1.Праздничный концерт для мам,
посвященный 8 марта
(внеклассные мероприятия).
2.Изготовление открыток
учителям-мам
Выставка поделок (умелые руки)

Вторая неделя месяца

Третья неделя

4кл

Кл.рук

1. Операция «Чистота»
2. Месячник профориентационной
работы
- внеклассные мероприятия по
теме «Этот удивительный мир
профессий»
- оформление стенда «Мир
профессий»
1. Школа родительских лекториев.
Тематика – духовно-нравственное
воспитание. Родительские
собрания по классам
2. Внеклассные мероприятия по
классам, посвященные
Международному Женскому дню
(8 марта)

В течение месяца
Третья неделя
В течение месяца

1-4кл.

Кл.
рук.

Первая неделя

Родител
и

Зав
филиал
а

1.Первенство школы по шахмату
2.Участие в спартакиаде

В течение месяца
В течение месяца

2. Учеба актива

Вторая неделя

Актив

Заседание МО классных
руководителей

Вторая неделя

Кл рук
1-4класс

Зав
филиал
а

1-4 кл.

Тренер
педаго
г
Зав

Составление плана работы
кружков и секций на весенние
каникулы.
1. Подготовка и проведение
32

Первая неделя

Первая неделя

Третья неделя

В течение месяца

Классны

Учител
ь
физиче
ской
культу
ры
Зав
филиал
а

воспитательным
процессом

весенних каникул.
2. Система работы классного
руководителя в начальной школе.
3. Контроль за организацией
внеурочной деятельности в 1-3 кл.

33

е
руковод
ители 13кл.
Классны
е
руковод
ители

филиал
а

АПРЕЛЬ
Девиз месяца: «Твори добро!»
Направление
воспитательной
работы

Название мероприятия

Время проведения

Для
Ответс
кого
твенн
проводи
ый
тся
Кл.
рук.11-4кл.
3кл.
.
Зав
филиал
а

Подготовка и проведение
месячника отца:
-выставка поделок «Вместе с
папой»;
- внеклассные мероприятия.

В течение месяца

Духовнонравственное
воспитание

1. Акция «Весенняя неделя добра»

3-4 неделя

1-4 кл.

2. Внеклассные мероприятия,
посвященные Дню космонавтики

Вторая неделя

1-4 кл.

Экологическое
воспитание
Профориентацио
нное и трудовое
воспитание

Волонтерская акция «Чистое
берега»
1. Субботник на территории
школы
Операция «Чистота»

В течение месяца

1-4кл.

Кл.
рук.

1. Изучение удовлетворенности
школьной жизнью

Третья неделя

Родител
и

Зав
филиал
а

1.Соревнования по футболу
2.Участие в спартакиаде школ
района
Заседание МО классных
руководителей.

В течение месяца
В течение месяца

1. Посещение занятий кружков.

В течение месяца

2. Творческий отчет работы
кружков.
1. Посещение классных часов.
Посещение родительских
собраний.
2. Диагностика уровня
нравственной воспитанности

До 20 апреля

Гражданскопатриотическое
воспитание

Семейное
воспитание
Физкультурнооздоровительное
воспитание

Первая неделя
Третья неделя

Методическая
работа

Работа кружков и
спортивных
секций
Контроль за
воспитательным
процессом

34

В течение месяца

Классны
е
руковод
ители
1-4
классов
1-3 кл.

Кл.
рук. 13кл.
Кл.
рук.

Учител
ь физры
Зав
филиал
а

Тренер
педаго
г

Кл.
Зав
руковод филиал
ители 1- а
4классов

35

МАЙ
Девиз месяца: «Это нельзя забывать»
Направление
воспитательной
работы

Гражданскопатриотическое
воспитание
Духовнонравственное
воспитание

Экологическое
воспитание
Физкультурнооздоровительное
воспитание
Самоуправление
в школе
и в классе

Семейное
воспитание

Методическая
работа

Название мероприятия
1. Тематические классные часы,
посвященные Дню Победы.
2. Тематические классные часы по
ПДД.
3. Операция «Забота»
4. Митинг «Память»
1.Общешкольные мероприятия,
посвященные Дню Победы.
2. Экскурсии в музей.
3. Праздник «Последний звонок»

Работа на пришкольном участке

Время проведения
В течение месяца
В течение месяца
В течение месяца
9 мая
Первая неделя
В течение месяц
25 мая

В течение месяца

Для
Ответс
кого
твенн
проводи
ый
тся
1Кл.
рук.
4 кл.
1-4 кл.
.
1-4 кл.

1- 4 кл.
1-4кл.

1 – 4 кл

1. Общешкольный праздник «День Первая неделя
В течение месяца
здоровья»
2.Общешкольные соревнования по
легкой атлетике

1-4 кл.

2. Учеба актива
3. Подведение итогов
соревнования

Первая неделя
Третья неделя

1. Школа родительских лекториев.
2. Итоговые классные
родительские собрания.
3. Заключительное мероприятие
«Здравствуй, лето»

Первая неделя
Первая неделя
Третья неделя

1-4кл.
Актив
активист
ы
Родител
и
Родител
и
1-4 кл.

1. Планерка классных
руководителей за 2 полугодие

Первая неделя месяца

Посещение занятий кружков.

В течение месяца

1.Подготовка и организация
летнего отдыха учащихся.

Вторая неделя мая

Классны
е
руковод
ители
1-4
класс

Работа кружков и
спортивных
секций

Контроль за
воспитательным

36

Классны
е

Кл.
рук.
Зав
филиал
а
Кл.
рук.,

кл.
рук.
Учител
ь
физкул
ьтуры
Зав
филиал
а
, Зав
филиал
а
кл.
рук.,
кл. рук.
1-3 кл.
Зав
филиал
а
Руково
дители
кружко
в
Зав
филиал
а
Зав
филиал

процессом

2.Анализ работы за учебный год

37

руковод
ители

а


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».