Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Юный исследователь ФМОБУ СОШ д.Кутушево

МОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское Лемезтамакская
СОШ им. В. Ахмадуллина д. Кутушево
ПРИНЯТО на заседании
педагогического совета от
«__»________2021
Протокол №

УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея ___________
Н.Г. Бабушкина
Приказ №

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Направленность:
Естественно-научная
Возраст детей 7-15 лет
Срок реализации: 2 года

д.Кутушево

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы
Направленность программы
Классификация программы
Ф.И.О. составителя
программы
Год разработки
Территория
Юридический адрес
учреждения
Контакты
Цель
Задачи

Документы, послужившие
основанием для разработки
проекта

Срок реализации
программы
Возраст обучающихся
Образовательные форматы

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Естественнонаучная
модифицированная, модульная
Кутлуева Фирдэус Фердинандовна, учитель физики
2021
РБ, Мечетлинский район, д. Кутушево, ул. Первомайская
Российская Федерация, Республика Башкортостан,
Мечетлинский район, с. Большеустьикинское, ул. Школьная, 8
Телефон: 8 (34770)2-35-30
е-mail: lemeztamsosh@rambler.ru
создание условий для успешного освоения обучающимися
основ исследовательской деятельности.
Обучающие:
-формировать представление об исследовательской
деятельности;
-обучать знаниям для проведения самостоятельных
исследований;
-формировать навыки сотрудничества
Развивающие:
-развивать умения и навыки исследовательского поиска;
-развивать познавательные потребности и способности;
-развивать познавательную инициативу обучающихся, умение
сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и
отношения между ними.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, интерес к окружающему миру;
-воспитать творческую личность;
-воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Конституция Российской Федерации.
Конвенция о правах ребенка.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об
образовании Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г.
№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г. Москва, 2015
г.).
Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования
детей)
2 года, 236 часов
Модуль 1 - 68 часов, модуль 2-68 часов, модуль 3- 100 часов.
7-15 лет
Лекция, беседа, практикумы, видео занятия, индивидуальная
работа, игра, конкурсы, групповая дискуссия, защита идеи-

проекта, мастер-классы, тренировочные, частично-поисковые,
творческие работы, публичное выступление.
Условия реализации
Техническое обеспечение.
программы (оборудование,
Для очных занятий:
инвентарь, специальные
Компьютерный кабинет, оборудованный в соответствии с
помещения, ИКТ и др.)
санитарно-гигиеническими требованиями на 8 ученических
мест с выходом в Интернет.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска
Для заочных, дистанционных занятий и самообучения:
Персональный компьютер. Операционная система Windows.
Установленный браузер. Доступ в интернет.
Возможные риски и пути их
Риски программы
Пути преодоления
преодоления при
Отсутствие персонального
Функция скачивания
дистанционном обучении
компьютера у обучающихся
пройденного материал для
для занятий в онлайн – режиме, просмотра на флешкарте,
просмотра видеоуроков.
через телевизор, функция
печати подробного описания
урока для обучающегося.
Отсутствие или дефицит
Создание подробных
знаний пользования ПК у
видеоинструкций, изложенных
обучающихся, следовательно - простым, доступным языком.
проблема с выполнением
Сетевое взаимодействие с
задания.
другими курсами по обучению
навыкам работы с ПК.
Ожидаемые результаты
формирование
положительного
отношения
к
освоения программы
исследовательской деятельности;
формирование интереса к новому содержанию и новым
способам познания;
ориентирование понимания причин успеха в
исследовательской деятельности.
формирование эстетических потребностей и чувств,
художественно - творческого мышления, наблюдательности,
фантазии;
формирование
ответственности,
самокритичности,
самоконтроля;
умение
рационально
строить
самостоятельную
деятельность;
умение грамотно оценивать свою работу, находить её
достоинства и недостатки;
умение доводить работу до логического завершения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»
составлена в
соответствии с нормативными документами:
Конституция Российской Федерации.
Конвенция о правах ребенка.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской
Федерации».
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г.
Москва, 2015 г.).
Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
(Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей)
Направленность. Естественнонаучная.
Краткая аннотация.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его
главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование
исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся 7-15 лет,
поскольку в этом возрасте происходит развитие главных познавательных особенностей
развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся
знаний и способов деятельности.
Новизна и отличительные особенности. Реализация программного материала способствует
ознакомлению обучающихся с организацией коллективного и индивидуального исследования,
побуждает к наблюдениям и экспериментированию, позволяет чередовать коллективную и
индивидуальную деятельность.
Актуальность программы. Дидактический смысл проектной деятельности помогает
обучающимся связать обучение с жизнью. Знания и умения, необходимые для организации
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации и планирования
жизнедеятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся получают
возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр
требований к научному исследованию. Так же существенную роль играет овладение детьми
навыков работы с научной литературой: поиск и подбор необходимых литературных источников,
их анализ, сопоставление с результатами, полученными самостоятельно. У обучающихся
формируется логическое мышление, память, навыки публичного выступления перед аудиторией,
ораторское мастерство.
Цель: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской
деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление об исследовательской деятельности;
- обучать знаниям для проведения самостоятельных исследований;
- формировать навыки сотрудничества.
Развивающие:
- развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности;
- развивать познавательную инициативу обучающихся, умение сравнивать вещи и явления,
устанавливать простые связи и отношения между ними.
Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, интерес к окружающему миру;
- воспитать творческую личность;
- воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Формы обучения:
- групповая, организация парной работы;
- фронтальная, обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
- индивидуальная, обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части
занятия или нескольких занятий.
Тип занятий – комбинированный. Занятия состоят из теоретической и практической частей,
причём большее количество времени занимает практическая часть.
Режим занятий
1 год обучения – 118 часов: 3 часа в неделю (2 раза по 1.5 часа)
2 год обучения – 118 часов: 3 часа в неделю (2 раза по 1.5 часа)
Режим занятий обучающихся соответствует санитарным нормам, установленным для детей
возраста 7-15 лет.
Методы обучения (по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся):
• Лекции – изложение педагогом предметной информации.
• Семинары – заранее подготовленные сообщения и выступление в группе и их
обсуждение.
• Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка отстаивать и аргументировать свою
точку зрения.
• Обучающие игры – моделирование различных жизненных ситуаций с обучающей целью.
• Ролевые игры – предложение обучающихся стать персонажем и действовать от его имени
в моделируемой ситуации.
• Презентация – публичное представление определенной темы.
• Практическая работа – выполнение упражнений.
• Самостоятельная работа – выполнение упражнений совместно или без участия
педагога.
• Творческая работа – подготовка, выполнение и защита творческих проектов учащимися.
По источнику получения знаний:
• словесные;
• наглядные:
 демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
 использование технических средств;
 просмотр кино- и телепрограмм;
• практические:
 практические задания;
 тренинги;
 деловые игры;
 анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
 объяснительный;
 иллюстративный;
 проблемный;
 частично-поисковый;
 исследовательский;
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
• фронтальная;
• групповая;
• индивидуальная.
Образовательные технологии

При реализации данной программы используются информационно-коммуникационная,
проектная, кейс-технология, технология проблемного обучения, игровые технологии.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Основным результатом деятельности обучающихся при завершении курса обучения
является защита творческих работ обучающихся.
Личностные результаты:
- формирование положительного отношения к исследовательской деятельности;
- формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентирование понимания причин успеха в исследовательской деятельности.
- формирование эстетических потребностей и чувств, художественно - творческого
мышления, наблюдательности, фантазии;
- формирование ответственности, самокритичности, самоконтроля;
- умение рационально строить самостоятельную деятельность;
- умение грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- умение доводить работу до логического завершения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких результатов.
- уметь выделять ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Предметные результаты:
- уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с
использованием
дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- уметь высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи.
.
Способы и формы выявления результатов: опрос, наблюдение, конкурсы, открытые и
итоговые занятия, зачет, дискуссии, ролевые игры.
Способы и формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, тестирование, фото.
Способы и формы предъявления результатов: конкурсы, открытые занятия, презентации,
выступления на конференциях.
Для определения качества обученности по данной программе используется уровневая
оценка: стартовый, базовый, продвинутый.
Результат прохождения первого модуля – защита аннотации, второго модуля – творческий
проект. По окончании обучения учащимся выдаётся свидетельство об обучении с указанием
уровня усвоения материала.
Система условий реализации программы основана на следующих принципах:
• Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения
равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при
взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

• Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей,
признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность,
уважение).
• Принцип культуросообразности – предполагает, что творчество учащихся должно
основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и
ценностями, присущими традициям нашего региона.
• Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками,
создаёт условия для самопознания, социально-педагогического самоопределения.
Условия реализации
Материально-техническое оснащение процесса обучения:
1. Компьютер – 1 шт. на одного учащегося.
2. Стол компьютерный (1 шт. на одного учащегося).
3. Стул компьютерный (1 шт. на одного учащегося).
4. Принтер – 1 шт.
5. Сканер – 1 шт.
6. Интерактивная доска – 1 шт.
7. Проектор – 1 шт.
Программное обеспечение:
1. Операционная система Windows (XP, 7, 8,10);
2. Microsoft Office 2010 (MS Word, MS Power Point);
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА
Кутлуева Фирдэус Фердинандовна, учитель физики.
Стаж работы – 34 года, образование – высшее педагогическое, квалификационная
категория- высшая, пройдено повышение квалификации по профилю программы в 2021 году.
Гильметдинова Рамзиля Илдаровна, учитель химии и биологии.
Стаж работы – 15 лет, образование – высшее педагогическое, квалификационная
категория- высшая, пройдено повышение квалификации по профилю программы в 2021 году.
Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.
Должностные обязанности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе:
• реализация дополнительной программы;
• разработка и внедрение в образовательный процесс новых дидактических разработок;
• побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой деятельности;
• информационное сопровождение обучающихся при выполнении и защите творческих
проектов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Название раздела

Модуль1. «Хочу всё знать»
Модуль2. «Первые шаги в науку»
Модуль3. «Я исследователь»
ИТОГО

Количество часов
всего
68
68
100

теория
24
24
24

138

92

практика
44
44
76
164

Формы аттестации,
контроля
Опрос, наблюдение,
открытые и итоговые
занятия, тестирование,
конкурсы, защита
проекта, выставки,
защита аннотации

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (Приложение)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. «Хочу всё знать»: 68 часов (теория – 24 часов, практика – 44часа).
Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения
работы с литературными источниками.
Учащиеся научатся:
•
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
•
называть и различать окружающие предметы и их признаки;
•
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
•
правильно воспринимать последовательность временных явлений (времен года, месяцев,
дней недели, времени суток).
•
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
•
группировать различные предметы по заданному признаку.
•
высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, к своей семье,
здоровому образу жизни;
•
называть характерные признаки времен года;
•
различать и называть части растений;
•
выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые
растения и животные;
•
приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей);
Диагностическая оценка уровня: опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия.
Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся и учатся
•
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
•
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой
природы, выделять их существенные признаки;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; взаимосвязи в
живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к
природе.
Диагностическая оценка уровня: конкурс- выставка работ
Продвинутый уровень: учащиеся способны :
.
• самостоятельно составить алгоритм исследовательской работы по выбранной теме,
выполнить и защитить мини-проект
•
отвечать на вопросы, задавать вопросы для построения гипотез;
•
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
•
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
• Подготовить индивидуальную работу по выбранной теме
• Представить и защитить мини-проект
Диагностическая оценка уровня: защита мини-проекта
Модуль 2. «Первые шаги в науку»: 68 часов (теория – 24 часа, практика – 44 часа).
Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения
работы с литературными источниками.
Учащиеся знакомятся с:
• Техникой безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте, охраной труда;
• Основными этапами исследовательской работы
• С выбором темы. С обоснованием актуальности выбора темы исследования
• С правилами изучения литературы по теме
• С этапами выделения основной информации из источников. С составлением «Банка
идей».
Диагностическая оценка уровня: опрос, наблюдение, итоговые занятия.

Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся с
• Составлением алгоритма исследовательской работы
• Составлением корпуса черновых материалов
• Оформлением чистового варианта работы
Диагностическая оценка уровня: конкурс- выставка работ
Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно
исследовательской работы и выполнить аннотацию
• Учащиеся знакомятся:
• Понятийный аппарат аннотации.
• Составление схемы аннотации.
• Составление аннотации к прочитанной книге
• Составление тезисов к прочитанной книге Тезисы
• Выполняют индивидуальную работу по выбранной теме
• Представляют аннотацию и тезисы
Диагностическая оценка уровня: защита аннотации

составить алгоритм

Модуль 3. «Я исследователь»: 100 часов (теория – 22 часа, практика – 78 часов).
Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения
работы с правилами оформления презентаций.
Учащиеся знакомятся с:
• Техникой безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте, охраной труда;
• Планированием содержания презентации
• С правилами оформления презентации
• С выбором дизайна
• С оформлением текста презентации
Диагностическая оценка уровня: тестовая работа.
Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся с
• Техникой оформления схем, диаграмм, таблиц презентации
• С сопоставлением презентации и исследовательской работы
• С подготовкой доклада
Диагностическая оценка уровня: конкурс- выставка презентаций
Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно составить алгоритм
исследовательской работы и выполнить исследовательскую работу по выбранной теме.
Учащиеся изучают:
• Этапы работы над проектом
• Знакомятся с оформлением проекта
• Выполняют индивидуальную работу по выбранной теме
• Представляют на конференции выступление
Диагностическая оценка уровня: защита проекта
Список учебной литературы для учащихся:
1. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Спутник исследователя- Москва 2019г.
2.Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном
образовании//Известия российского государственного педагогического университета
А.И.Герцена.-2018..
3.Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно-исследовательской
деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология,
психология, педагогика.-2016.№3.
4. Энциклопедии, справочники.
Список учебно-методической литературы для педагога:
1. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Учебный проект - Москва 2019г

2.Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном
образовании//Известия российского государственного педагогического университета
А.И.Герцена.-2018..
3.Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно-исследовательской
деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология,
психология, педагогика.-2016.№3.
4. Энциклопедии, справочники.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
2. Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
3. Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа:
http://school-work.net/zagadki/prochie/
4. Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/
5. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа:
http://mon.gov.ru/pro/
6. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru/
7. Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/
8. Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа:
http://standart.edu.ru/
9. Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/
10. Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господникова и др..
http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content
Модуль 1. «Хочу всё знать»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность заключается в том, что в современных семьях недостаточно внимания уделяется
развитию познавательной активности детей, и в современной школе обучающийся не в полной
мере реализует себя в качестве исследователя, поэтому занятия детей по данной программе
актуальны и востребованы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена
биологически. С самого рождения ребёнок уже является первооткрывателем, но сам он не всегда
может найти ответы на интересующие вопросы. Исследовательская, поисковая активность –
естественное
состояние
ребенка.
Экспериментально-исследовательская
деятельность
рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Он
настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к
исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы
психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что в ходе экспериментирования дети
приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и
обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно
анализируют полученные результаты. «Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я
пойму» - ведь когда ребенок слышит, видит и делает сам, то усваивается все крепко и надолго.
Образование сегодня невозможно без применения инновационных технологий, которые
развивают творчество детей, формируют в них полезные навыки самообразования и
саморазвития, соответственно возникает необходимость прибегать к экспериментальной
деятельности – методу, направленному наилучшим образом сформировать универсальные
знания у младших школьников.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ребенка ценностную шкалу,
без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Данная программа также
помогает обучающемуся в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного
отношения к этому миру.

Новизна программы состоит в сочетании освоения основ научного материала с применением
художественной деятельности; театральной, изобразительной, а также с изучением и
сохранением культурного наследия России, с воспитанием чувства ответственности за
природные богатства Родины.
Цель: Цель: развивать и поддерживать интерес к исследованиям, обеспечивая становление
мировидения ребенка, его личностный рост через включение в экспериментальноисследовательскую деятельность, воспитывая при этом чувство долга за сохранение и
приумножение природных богатств родного края.
Задачи:
Обучающие:
-ориентировать детей на выполнение основных правил безопасного поведения в
образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах;
-формировать понимание необходимости бережного отношения к природе;
-научить понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
-формировать представление об исследовательской деятельности;
-обучать знаниям для проведения самостоятельных исследований;
-формировать навыки сотрудничества.
Развивающие:
-развивать умения и навыки исследовательского поиска;
-развивать познавательные потребности и способности;
-развивать познавательную инициативу обучающихся, умение сравнивать вещи и явления,
устанавливать простые связи и отношения между ними.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, интерес к окружающему миру;
-воспитать творческую личность;
-воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Формы организации занятий:
• практические;
• словесные;
• учебно-игровые.
Методы организации занятий (по степени активности познавательной деятельности):
• объяснительный;
• иллюстративный;
• проблемный;
• частично-поисковый;
• исследовательский.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МОДУЛЯ 1
Модуль 1. «Хочу всё знать»: 68 часов (теория – 24 часов, практика – 44часа).
Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения
работы с литературными источниками.
Учащиеся учатся:
• понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
• называть и различать окружающие предметы и их признаки;
• осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
• правильно воспринимать последовательность временных явлений (времен года, месяцев,
дней недели, времени суток).
• сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
• группировать различные предметы по заданному признаку.
• высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, к своей семье,
здоровому образу жизни;
• называть характерные признаки времен года;

различать и называть части растений;
выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые
растения и животные;
• приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей);
Диагностическая оценка уровня: опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия.
Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся и учатся
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой
природы, выделять их существенные признаки;
• нобнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; взаимосвязи в
живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к
природе.
Диагностическая оценка уровня: конкурс- выставка работ
Продвинутый уровень: учащиеся способны :
.
• самостоятельно составить алгоритм исследовательской работы по выбранной теме,
выполнить и защитить мини-проект
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для построения гипотез;
• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
• Подготовить индивидуальную работу по выбранной теме
• Представить и защитить мини-проект
Диагностическая оценка уровня: защита мини-проекта
•
•

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Темы, уровни
теория
п/п
Стартовый уровень
8
1.
Вводное занятие. Входной контроль Техника
2
безопасности.
2.
Человек. Органы чувств. Жилище человека.
2
3.
Живая природа. Жизнь растений
Приспособление животных и птиц к окружающей
2
среде. Характерные особенности сезонов
4.
Неживая природа. Свойства воды. Путешествие
Капельки. Свойства воздуха. Свойства песка.
2
Волшебная глина. Свойства камней. Земля- планета
5.
Опрос, наблюдение, итоговые занятия .
Базовый уровень
6
6.
Физические явления. Горячо- холодно. Волшебная
2
рукавичка. Свет вокруг нас. Что звучит?
7.
Материалы и их свойства. Свойства дерева.
2
Бумажные истории. Свойства стекла.
8.
2
Праздники народного календаря
9.
Конкурс - выставка работ
Продвинутый уровень
10
10.
2
Рукотворный мир. Преобразование
Поделки и игрушки из бумаги. Игрушки из глины
Поделки из природного материала
2
Микроскоп и его волшебный глаз. Лупа.
2
15.
2
Путешествие в мир сезонов
16.
Безопасность дорожного движения.
17.
Итоговое занятие. Защита мини-проектов
2

практика

всего

16

24
2

2

4

4
6
10
8
2
12

2
18

6

8

6

8

2
16
2
4
2
4
2
2

2
2
26
4
4
4
6
2
2
4

ИТОГО:

24

44

68

Результатом обучения являются знания, умения и навыки, которые дети приобретут к концу
изучения модуля:
• понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
• называть и различать окружающие предметы и их признаки;
• научаться осуществлять поиск информации при подготовке проектов;
• устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней
недели, времени суток).
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для построения гипотез;
• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
• высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, к своей семье,
здоровому образу жизни.
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Образовательные результаты модуля: обучающиеся научаться
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды
осадков, состояние растений и животных);
называть основные возрастные периоды жизни человека;
рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных; (насекомые,
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
рассказывать о способах движения и питания животных;
рассказывать, как развивается растение из семени;
выращивать растение одним из изученных способов.
осознавать ценность природы и необходимость ее возобновлять и сохранять.
Критерии оценки качества усвоения
знаний, умений и навыков_модуль 1
Ф.И. обучающегося ____________________________
Уровни освоения программы
№
Критерии оценки
Формы оценки
высокий
средний
низкий
п/п
качества
качества
(3 балла)
(2 балла)
(1 балл)
Теоретические знания
Человек. Органы
опрос,
Безошибочное Допускается
В
1.
чувств. Жилище
наблюдение,
выполнение
незначительная выполненном
человека
итоговые занятия, задания
часть ошибок
задании
тестирование,
(не
более
трех)
наблюдается
Живая природа
2.
конкурсы
значительная
Жизнь растений
самостоятельная
часть ошибок
Приспособление
работа,
(более 10)
животных и птиц
презентация
к окружающей
творческих работ,
Свойства воды.
3.
коллективный
Путешествие
анализ работ,
Капельки
выступления
Физические
4.
детей с
явления
информацией по
Материалы и их
5.
теме,
свойства
Рукотворный мир. выставка,
6.
соревнование,
Преобразование
самоанализ.

Практические умения и навыки
Человек. Жилище презентации
Успешное
7.
человека.
творческих работ, выполнение
защита проектов, всех заданий
Приспособление
8.
исследовательская
животных и птиц
работа
к окружающей
среде
Характерные
особенности
сезонов
9.

10.

11.

12.

13.

Успешно
выполнил все
задания, но с
некоторыми
нарушениями

Допустил
значительные
ошибки

Неживая природа.
Свойства воды.
Свойства воздуха
Свойства песка
Волшебная глина
Свойства камней
Земля- планета
Физические
явления.
Волшебная
рукавичка
Свет вокруг нас
Что звучит?
Свойства дерева
Бумажные
истории
Свойства стекла.
Поделки и
игрушки из
бумаги.Игрушки
из глины
Поделки из
природного
материала
Микроскоп и его
волшебный глаз.
Лупа.
Безопасность
дорожного
движения

Список учебной литературы для учащихся:
1.Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 2014.
2.Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. -Новосибирск, 2013.
4.Болховитинов В.Н. и др. Твое свободное время. - Д.: ВАП, 2014.
5.Веселые самоделки. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2015.
6.Гейтс Ф. Живая природа. - М.: АСТ, 2013.
7.Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 2015.

8.Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма -М.: ТЦ Сфера, 2017.-64с.
9.Учимся думать. - С- Петербург: СОВА, 2013.
10.Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,2017 -64с.
11.Шустерман З.Г., Шустерман М.Н. Новые похождения Колобка или наука
думать для больших и маленьких. - М.: Генезис, 2012.
12.Энциклопедии для детей
Список учебной литературы для педагога:
1.Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Просвещение, 2015
2.Амнуэль П.Р. Загадки для знатоков. - М.: Знание, 2016
3.Громыко Ю. В. Проектное сознание. М., 2015;
4.Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и
эксперименты для школьников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.
5.Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 2016
6.Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2014.
1213.Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. - М.:
Просвещение, 2015.
7.Страунинг А.М. Чудеса в природе открываем сами. - Обнинск, 2014.
8.Тамбсрг Ю.Г. Как научить ребенка думать. - СПб.: Речь, 2016
9.Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб: Речь, 2015
10.Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. - СПб: Питер, 2014
11.Щаргина Л.И. Логика воображения. Учебное пособие. - Одесса: Полис, 2014
12.Шустерман М.Н. Фантастика и реальность. Выпуск 1 -4. -М.: 2015

Модуль 2. «Первые шаги в науку»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его
главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование
исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся 7-12 лет,
поскольку в этом возрасте происходит развитие главных познавательных особенностей
развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся
знаний и способов деятельности.
Новизна и отличительные особенности. Реализация программного материала способствует
ознакомлению обучающихся с организацией коллективного и индивидуального исследования,
побуждает к наблюдениям и экспериментированию, позволяет чередовать коллективную и
индивидуальную деятельность.
Актуальность программы. Дидактический смысл проектной деятельности помогает
обучающимся связать обучение с жизнью. Знания и умения, необходимые для организации
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научноисследовательской деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся получают
возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр
требований к научному исследованию. Так же существенную роль играет овладение детьми
навыков работы с научной литературой: поиск и подбор необходимых литературных источников,
их анализ, сопоставление с результатами, полученными самостоятельно. У обучающихся
формируется логическое мышление, память, навыки публичного выступления перед аудиторией,
ораторское мастерство.

Цель: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской
деятельности.
Задачи:
Обучающие:
-формировать представление об исследовательской деятельности;
-обучать знаниям для проведения самостоятельных исследований;
-формировать навыки сотрудничества.
Развивающие:
-развивать умения и навыки исследовательского поиска;
-развивать познавательные потребности и способности;
-развивать познавательную инициативу обучающихся, умение сравнивать вещи и явления,
устанавливать простые связи и отношения между ними.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, интерес к окружающему миру;
-воспитать творческую личность;
-воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Формы организации занятий:
• практические;
• словесные;
• учебно-игровые.
Методы организации занятий (по степени активности познавательной деятельности):
• объяснительный;
• иллюстративный;
• проблемный;
• частично-поисковый;
• исследовательский.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МОДУЛЯ 3
Модуль 3. «Первые шаги в науку»: 68 часов (теория – 24 часов, практика – 44 часа).
Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения
работы с литературными источниками.
Учащиеся знакомятся с:
• Техникой безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте, охраной труда;
• Основными этапами исследовательской работы
• С выбором темы
• С правилами изучения литературы по теме
• С этапами выделения основной информации из источников
Диагностическая оценка уровня: опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия.
Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся с
• Составлением алгоритма исследовательской работы
• Составлением корпуса черновых материалов
• Оформлением чистового варианта работы
Диагностическая оценка уровня: конкурс- выставка работ
Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно
составить алгоритм
исследовательской работы и выполнить аннотацию
Учащиеся изучают и выполняют:
• Аннотацию
• Индивидуальную работу по выбранной теме
• Тезисы
• Представляют аннотацию и тезисы
Диагностическая оценка уровня: защита аннотации

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Темы, уровни
теория
п/п
Стартовый уровень
10
1.
Вводное занятие. Входной контроль Техника
2
безопасности.
2.
Основные этапы исследовательской работы
2
3.
Выбор темы. Обоснование актуальности выбора темы
2
исследования
4.
Правила изучения литературы по теме
2
5.
Этапы выделения основной информации из
2
источников. Составление «Банка идей».
6
Опрос, наблюдение, итоговые занятия .
Базовый уровень
6
7.
Составление алгоритма исследовательской работы
2
8.
Составление корпуса черновых материалов
2
9.
Оформление чистового варианта работы
2
10.
Конкурс - выставка работ
Продвинутый уровень
8
11.
Понятийный аппарат аннотации.
2
12.
Составление схемы аннотации.
13.
Составление аннотации к прочитанной книге
2
14.
Тезисы. Составление тезисов к прочитанной книге.
2
15.
Выполнение индивидуальной работы по выбранной
2
теме
16.
Представление аннотации и тезисов.
17.
Презентация творческих работ - защита аннотации.
ИТОГО:
24

практика

всего

10

20
2

2
2
2
2

4
4
4
4

2
14
4
4
4
2
20
4
2
4
4

2
20
6
6
6
2
28
6
2
6
6

2

4

2
2
44

2
2
68

Результатом обучения являются знания, умения и навыки, которые дети приобретут к
концу изучения модуля:
• уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с
использованием
дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• уметь высказываться в устной и письменной формах;
• владеть основами смыслового чтения текста;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез;
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Образовательные результаты модуля:
• у учащихся формируется интерес к новому содержанию и новым способам познания;
• учащиеся понимают процесс создания исследовательских проектов;
• ориентируются на понимание причин успеха в исследовательской деятельности
• учащиеся получают возможность развить креативное мышление;
• у учащихся формируется культура общения со сверстниками и взрослыми;
• учащиеся получают возможность развития деятельностых способностей при работе над
проектами.

Критерии оценки качества усвоения
знаний, умений и навыков_модуль 3
Ф.И. обучающегося ____________________________
Уровни освоения программы
№
Критерии оценки
Формы оценки
высокий
средний
низкий
п/п
качества
качества
(3 балла)
(2 балла)
(1 балл)
Теоретические знания
опрос,
Безошибочное Допускается
В
14. Основные этапы
исследовательской наблюдение,
выполнение
незначительная выполненном
итоговые занятия, задания
часть ошибок
задании
работы
тестирование,
(не более трех) наблюдается
15. Выбор темы.
конкурсы
значительная
Обоснование
часть ошибок
актуальности
(более 10)
выбора темы
исследования
16. Правила изучения
литературы по
теме
17. Этапы выделения
основной
информации из
источников.
Составление
«Банка идей».
18. Понятийный
аппарат аннотации
19. Тезисы
Практические умения и навыки
презентации
Успешное
20. Составить
алгоритм
творческих работ, выполнение
исследовательской защита проектов, всех заданий
работы
исследовательская
21. Составить корпус работа
черновых
материалов
22. Оформить
чистовой вариант
работы
23. Составить
аннотации
и
тезисы
к
прочитанной
книге
24. Выполнить
индивидуальную
работу
по
выбранной теме
Защитить
25.
аннотацию

Успешно
выполнил все
задания, но с
некоторыми
нарушениями

Допустил
значительные
ошибки

Список учебной литературы для учащихся:
1. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Спутник исследователя- Москва 2019г.
2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014 г.
3.Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном
образовании//Известия российского государственного педагогического университета
А.И.Герцена.-2018..
4.Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно-исследовательской
деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология,
психология, педагогика.-2016.№3.
5. Энциклопедии, справочники.
Список учебно-методической литературы для педагога:
1. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Учебный проект - Москва 2019г
2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014 г.
3.Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном
образовании//Известия российского государственного педагогического университета
А.И.Герцена.-2018..
4.Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно-исследовательской
деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология,
психология, педагогика.-2016.№3.
5. Энциклопедии, справочники.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
2. Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
3. Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа:
http://school-work.net/zagadki/prochie/
4. Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/
5. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа:
http://mon.gov.ru/pro/
6. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru/
7. Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/
8. Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа:
http://standart.edu.ru/
9. Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/
10. Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др..
http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content
Модуль 3. «Я исследователь»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные
цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование
исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся 7-12 лет,
поскольку в этом возрасте происходит развитие главных познавательных особенностей
развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся
знаний и способов деятельности.
Новизна и отличительные особенности. Реализация программного материала способствует
ознакомлению обучающихся с организацией коллективного и индивидуального исследования,
побуждает к наблюдениям и экспериментированию, позволяет чередовать коллективную и
индивидуальную деятельность.

Актуальность программы. Дидактический смысл проектной деятельности помогает
обучающимся связать обучение с жизнью. Знания и умения, необходимые для организации
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научноисследовательской деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся получают
возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр
требований к научному исследованию. Так же существенную роль играет овладение детьми
навыков работы с научной литературой: поиск и подбор необходимых литературных источников,
их анализ, сопоставление с результатами, полученными самостоятельно. У обучающихся
формируется логическое мышление, память, навыки публичного выступления перед аудиторией,
ораторское мастерство.
Цель: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской
деятельности.
Задачи:
Обучающие:
-формировать представление об исследовательской деятельности;
-обучать знаниям для проведения самостоятельных исследований;
-формировать навыки сотрудничества.
Развивающие:
-развивать умения и навыки исследовательского поиска;
-развивать познавательные потребности и способности;
-развивать познавательную инициативу обучающихся, умение сравнивать вещи и явления,
устанавливать простые связи и отношения между ними.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, интерес к окружающему миру;
-воспитать творческую личность;
-воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Формы организации занятий:
• практические;
• словесные;
• учебно-игровые.
Методы организации занятий (по степени активности познавательной деятельности):
• объяснительный;
• иллюстративный;
• проблемный;
• частично-поисковый;
• исследовательский.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МОДУЛЯ 4
Модуль 4. «Я исследователь»: 100 часов (теория – 24 часов, практика – 76 часа).
Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения
работы с правилами оформления проекта.
Учащиеся знакомятся с:
• Техникой безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте, охраной труда;
• Планированием содержания презентации
• С правилами оформления презентации
• С выбором дизайна
• С оформлением текста презентации
Диагностическая оценка уровня: тестовая работа.
Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся с
• Техникой оформления схем, диаграмм, таблиц презентации
• С сопоставлением презентации и исследовательской работы

• С подготовкой доклада
Диагностическая оценка уровня: конкурс- выставка презентаций
Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно составить алгоритм
исследовательской работы и выполнить исследовательскую работу по выбранной теме.
• Учащиеся изучают:
• Этапы работы над проектом
• Знакомятся с оформлением проекта
• Выполняют индивидуальную работу по выбранной теме
• Представляют на конференции выступление
Диагностическая оценка уровня: защита проекта
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
Темы, уровни
п/п
Стартовый уровень
1.
Вводное занятие. Техника безопасности. Проект
2.
Требования к проекту
3.
Отличие проектной деятельности от
исследовательской
4.
Классификация проектов
5.
Этапы работы над проектом
6
Тестовая работа .
Базовый уровень
7.
Оформление проекта
8.
Теоретическое обоснование проекта
9.
Практическое описание проекта
10.
Конкурс - выставка
Продвинутый уровень
11.
Управление рисками проекта
12.
Инструментарий для оценки ожидаемых результатов и
социальных эффектов проекта
13.
Перспективы развития проекта
14.
Список используемой литературы
15.
Приложение
16.
17.

Методика и приёмы, используемые при организации
проектной деятельности
Защита проекта
ИТОГО:

теория

практика

всего

10
2
2

8
-

2

2

18
2
2
4

2
2
6
2
2
2
8
-

2
2
2
44
28
6
6
4
24
4

4
4
2
50
30
8
8
4
32
4

2

4

6

2
-

4
4

6
4

2

2

4

2

2

4

24

4
76

4
100

Результатом обучения являются знания, умения и навыки, которые дети приобретут к
концу изучения модуля:
• уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с
использованием
дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• уметь высказываться в устной и письменной формах;
• владеть основами смыслового чтения текста;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез;
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Образовательные результаты модуля:

• у учащихся формируется интерес к новому содержанию и новым способам познания;
• учащиеся понимают процесс создания исследовательских проектов;
• ориентируются на понимание причин успеха в исследовательской деятельности
• учащиеся получают возможность развить креативное мышление;
• у учащихся формируется культура общения со сверстниками и взрослыми;
• учащиеся получают возможность развития деятельностых способностей при работе над
проектами.
Критерии оценки качества усвоения
знаний, умений и навыков_модуль 4
Ф.И. обучающегося ____________________________
Уровни освоения программы
№
Критерии оценки
Формы оценки
высокий
средний
низкий
п/п
качества
качества
(3 балла)
(2 балла)
(1 балл)
Теоретические знания
опрос,
Безошибочное Допускается
В
26. Основные этапы
исследовательской наблюдение,
выполнение
незначительная выполненном
работы
итоговые занятия, задания
часть ошибок
задании
тестирование,
(не более трех) наблюдается
27. Выбор темы.
конкурсы
значительная
Обоснование
часть ошибок
актуальности
(более 10)
выбора темы
исследования
28. Правила изучения
литературы по
теме
29. Этапы выделения
основной
информации из
источников.
Составление
«Банка идей».
30. Понятийный
аппарат аннотации
31. Тезисы
Практические умения и навыки
презентации
Успешное
32. Составить
алгоритм
творческих работ, выполнение
исследовательской защита проектов, всех заданий
работы
исследовательская
33. Составить корпус работа
черновых
материалов
34. Оформить
чистовой вариант
работы
35. Составить
аннотации
и
тезисы
к
прочитанной
книге

Успешно
выполнил все
задания, но с
некоторыми
нарушениями

Допустил
значительные
ошибки

36.

37.

Выполнить
индивидуальную
работу
по
выбранной теме
Защитить
аннотацию

Список учебной литературы для учащихся:
1. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Спутник исследователя- Москва 2019г.
2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014 г.
3.Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном
образовании//Известия российского государственного педагогического университета
А.И.Герцена.-2018..
4.Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно-исследовательской
деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология,
психология, педагогика.-2016.№3.
5. Энциклопедии, справочники.
Список учебно-методической литературы для педагога:
1. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Учебный проект - Москва 2019г
2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014 г.
3.Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном
образовании//Известия российского государственного педагогического университета
А.И.Герцена.-2018..
4.Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно-исследовательской
деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология,
психология, педагогика.-2016.№3.
5. Энциклопедии, справочники.
Интернет-ресурсы:
11. Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
12. Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
13. Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа:
http://school-work.net/zagadki/prochie/
14. Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/
15. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа:
http://mon.gov.ru/pro/
16. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru/
17. Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/
18. Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа:
http://standart.edu.ru/
19. Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/
20. Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др..
http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».