Методические рекомендации по проведению языковой диагностики

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы»
(ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению языковой диагностики обучающихся,
слабо владеющих или не владеющих русским языком, осваивающих
основные общеобразовательные программы Российской Федерации

2024

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие положения
2. Термины и определения
3. Характер диагностики
3.1.
Языковая
диагностика
обучающихся,
осваивающих
образовательные программы начального общего образования
3.2.
Языковая
диагностика
обучающихся,
осваивающих
образовательные программы основного общего образования
4. Рекомендации по итогам языковой диагностики обучающихся,
слабо владеющих или не владеющих русским языком, осваивающих
основные общеобразовательные программы Российской Федерации
Приложения
Приложение 1. Инструкция проведения распределительного теста для
учителя (на примере 5 класса)
Приложение 2. Критерии оценивания обучающихся на уровень
владения русским языком для начального общего образования (на
примере 2 класса)
Приложение 3. Ключи к тестам, критерии оценивания, таблица
распределения детей по уровням владения русским языком (на
примере 5 класса)
Приложение 4. Протокол языковой диагностики обучающихся
(образец)

2

3
6
7
8
14
22
25
25
27
31
40

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие Методические рекомендации (далее – Методические
рекомендации) описывают систему языковой диагностики учащихся, слабо
владеющих или не владеющих русским языком, планирующих обучение по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования в Российской Федерации.
Методические рекомендации предназначены для общеобразовательных
организаций, в которых обучаются дети мигрантов или переселенцев, слабо
владеющие или не владеющие русским языком как средством коммуникации
и средством обучения.
Методические рекомендации разработаны на основе следующих
нормативно-правовых актов и информационно-методических материалов:
– Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
– Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
– Федеральный закон РФ № 4528-1 от 19 февраля 1993 г. «О
беженцах»;
– Федеральный закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации;
– Указ Президента Российской Федерации № 1666 от 19 декабря 2012 г.
«О стратегии государственной национальной политики Российской
Федерации на период до 2025 года»;
– Указ Президента Российской Федерации № 602 от 07 мая 2012 г. «Об
обеспечении межнационального согласия»;
– Указ Президента Российской Федерации № 662 от 31 октября 2018 г.
«О Концепции государственной миграционной политики Российской
Федерации на 2019-2025 годы»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№255 от 01.04.2014 «Об утверждении уровней владения русским языком как
иностранным языком и требований к ним»;
– Приказ Министерства просвещения РФ № 581 от 3 августа 2023 г. «О
внесении изменения в пункт 13 Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. №
115».
3

Работа над диагностическим инструментарием велась на основании
спецификации, разработанной авторским коллективом Лаборатории
когнитивных
и
лингвистических
исследований
ФГБОУ
ВО
«Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина».
В современных социокультурных условиях особое значение
приобретают вопросы вторичной социализации иностранных граждан, их
адаптации к принимающей среде и полноценной интеграции в российское
общество. Одним из приоритетных направлений в реализации
государственной политики в сфере образования, а также объектом внимания
педагогической общественности, родительских сообществ, представителей
сферы культуры, науки, различных социально-профессиональных групп
является проблема языковой адаптации детей иностранных граждан. В
настоящее время подавляющее число несовершеннолетних иностранных
граждан, обучающихся в российских общеобразовательных организациях,
составляют дети родителей, прибывших из государств-членов СНГ, в том
числе работающих в рамках совместных экономических программ
Евразийского экономического союза, а также международных трудовых
мигрантов, преимущественно из сопредельных стран.
Дети с миграционной историей часто сталкиваются с трудностями в
освоении русского языка и образовательных программ в российской школе.
Это связано с различными факторами:
• недостаточным уровнем владения русским языком: дети могут вовсе
не знать русского языка или иметь неполные знания, что затрудняет их
понимание учебного материала и общение с учителями и одноклассниками;
• несбалансированным владением языком: могут наблюдаться
проблемы с определенными аспектами языка (например, грамматикой,
словарным запасом, произношением) при хорошем владении другими;
• культурными различиями: разные культурные традиции и ценности
могут влиять на процесс обучения и адаптации;
• эмоциональной адаптацией: переезд в новую страну и адаптация к
новой среде могут вызывать стресс и трудности с интеграцией в школьный
коллектив.
В зависимости от страны проживания и условий, в которых семья жила
до переезда в Россию, а также от того, в какой системе образования обучался
ребенок, выделяется несколько групп детей мигрантов по уровню владения
русским языком:
– совсем не владеющие русским языком (не достигшие элементарного
уровня владения);
– владеющие русским языком на уровне повседневного общения и
недостаточно – на уровне, необходимом для освоения школьной программы;
4

– владеющие на уровне, сопоставимом со сверстниками-носителями
русского языка, но демонстрирующие отдельные трудности (например, в
правописании).
В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 3 августа
2023 г. № 581 с целью удовлетворения образовательных потребностей и
интересов обучающихся, слабо владеющих или не владеющих русским
языком, общеобразовательные организации вправе включить в учебный план
общеобразовательной программы курсы, дисциплины (модули), а также
реализовывать дополнительные общеобразовательные программы по
изучению русского языка в объеме, необходимом для освоения основных
общеобразовательных программ.
Для определения потребности в организации курсов, дисциплин
(модулей), а также в реализации дополнительных общеобразовательных
программ по изучению русского языка проводится диагностика
обучающихся на уровень владения русским языком и определение дефицитов
в отдельных аспектах и видах речевой деятельности.
Дифференцированная языковая диагностика поможет выявить
принадлежность ребенка к той или иной группе и принять эффективные
меры для интеграции такого ребенка в учебный процесс.

5

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Адаптация (лат. adaptation – приспособление) – способность организма
или системы, изменяясь, приспосабливаться к различным условиям внешней
среды. В педагогике ─ оптимальная А. к условиям обучения и воспитания.
Адаптация культурная – приспособление человеческих сообществ,
социальных групп и отдельных индивидумов к меняющимся природногеографическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством
изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации
и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира,
способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а
также номенклатуры ее продуктов, механизмов коммуницирования и
трансляции социального опыта и т.п.
Методика преподавания русского языка как иностранного (далее –
методика РКИ) – система управления учебным процессом, направленная на
наиболее эффективное овладение обучающимися детьми-инофонами
русским языком. Методика РКИ предполагает приобретение обучающимися,
прежде всего, коммуникативных компетенций (умение общаться на русском
языке).
Ребенок-инофон – ребенок, для которого русский язык не является
родным, носитель (носители) иностранного языка; слабо владеющий или
совсем не говорящий на русском языке.
Русский язык как иностранный (далее – РКИ) – один из разделов
лингводидактики, который занимается изучением русского языка с целью
разработки методов, методик, технологий его описания для преподавания
носителям других языков.
Социокультурная компетенция – способность адекватно использовать
в процессе общения на русском языке знания о культурных особенностях
носителей языка.
Языковая компетенция – понимание и знание языка.
Языковая адаптация – интенсивное обучение государственному языку
и приобретение в результате необходимых языковых компетенций. Языковая
адаптация несовершеннолетних иностранных граждан предполагает, вопервых, приобретение коммуникативных умений и навыков, во-вторых,
освоение русского языка как языка обучения.

6

3. ХАРАКТЕР ДИАГНОСТИКИ
Диагностика языковой готовности детей – это ключевой этап,
позволяющий определить уровень языковых компетенций и выявить
возможные дефициты. Она представляет собой распределительный тест,
нацеленный на определение уровня языковой готовности ребенка к школе и
оптимальных для обучающегося условий обучения.
Предлагаемая
методика
проведения
диагностики
носит
рекомендательный характер.
Диагностическое
тестирование
предполагает
проведение
диагностики по 5 субтестам, каждый из которых проверяет определенный
вид речевой деятельности и языковую компетенцию в области лексики и
грамматики русского языка: «Говорение», «Аудирование», «Чтение»,
«Письмо», «Лексика и грамматика».
Распределительные тесты для определения уровня владения русским
языком детьми с миграционной историей для каждого класса отдельно (с 1
по 11) с инструкцией для учителя опубликованы на портале «Единое
содержание общего образования» Федерального государственного
бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития
образования» по ссылке: https://edsoo.ru/diagnosticheskie-raboty-dlya-detej-sla/
Диагностический
инструментарий
для
учителя
содержит
распределительный тест с инструкцией для учителя, ключи к тестам,
критерии оценивания и таблицу распределения детей, слабо владеющих или
не владеющих русским языком, по уровням; протокол языковой диагностики
обучающихся (см. Приложения 1-4).
Автоматизированная проверка может быть реализована только для
субтестов «Аудирование», «Чтение», «Лексика. Грамматика».
Тексты по аудированию записаны в аудиоформате, их следует
предъявлять для прослушивания тестируемому дважды: после первого
прослушивания предложить выполнить задание, затем прослушать текст
повторно. Если нет технической возможности для прослушивания, тестор
может прочитать текст самостоятельно в медленном темпе.
Субтесты «Говорение» и «Письмо»
оцениваются тестором по
специальным критериям.
Диагностические материалы могут быть использованы для первичного
определения уровня владения русским языком и определения оптимальной
программы обучения и/или индивидуальной траектории.
Предлагаемые пороговые баллы для распределения в каждую из групп
носят ориентировочный характер.

7

В некоторых случаях условия, в которых проходят тестирование,
незнакомый формат и содержание заданий могут повлиять на результаты
диагностики, поэтому по итогам последующих занятий должно проходить
окончательное определение рекомендованной для ребенка дополнительной
программы (модуля) по русскому языку и/или индивидуальной траектории.
3.1. Языковая диагностика обучающихся, осваивающих
образовательные программы начального общего образования
Диагностическое тестирование в начальных классах предполагает
проведение диагностики по всем вышеназванным субтестам. Входная
диагностика перед 1 классом ограничивается субтестом «Говорение» и
проводится учителем начальных классов в живом общении с ребенком. На
прохождение диагностики перед 1 классом следует выделять не более 20
минут, перед 2 классом – не более 30 минут на весь тест. По результатам
диагностики перед 1 и 2 классами определяется готовность ребёнка учиться в
соответствующем классе без разделения на уровни.
Субтест «Говорение» оценивает способность ребёнка выражать свои
мысли устно, строить связные грамматически корректные предложения,
ориентироваться в коммуникативной ситуации.
Рекомендации педагогам, проводящим диагностику: сначала
необходимо установить контакт с учеником (поздороваться, спросить, как
дела, не устал ли он). Ответы на эти вопросы уже позволят определить
уровень языковой компетенции учащегося, так как ученик иногда не
способен ответить на элементарные вопросы, что свидетельствует о
«нулевом» уровне владения русским языком, и дальнейшее тестирование в
этом случае проводить не рекомендуется.
На элементарном уровне школьник готов вступать в диалог и отвечать
на элементарные вопросы, связанные со своими биографическими данными.
Диагностические материалы представляют собой перечень вопросов о
ребенке, его семье, друзьях, хобби. Предлагаемые вопросы для 1 и 2 классов
(общее количество – 2 вопроса в каждом варианте): Как тебя зовут? Сколько
тебе лет? Где работают твои мама и папа? Как зовут маму, папу, брата,
сестру, тетю и т.д.? Где ты живёшь? Для 3 класса (общее количество
вопросов – 3-4 с усложнением): Где ты родился и вырос? В какой стране ты
живёшь сейчас? С кем ты живёшь? Кто твои родители? Для 4 класса
(общее количество вопросов – 3-4 с усложнением): Какие места здесь твои
любимые? Почему? Какие предметы ты изучаешь в школе? Какой предмет у
тебя любимый? Почему? Тебе нравится учиться в школе?

8

Возможны и другие подобные вопросы, трудность которых будет
зависеть от возраста учащегося и его коммуникативной компетенции.
Оценивается не каждый ответ, а совокупность всех ответов ученика.
Примерное время выполнения: 1 минута для 1 и 2 классов, 3 минуты
для 3 и 4 классов.
При базовом уровне владения русским языком перед 1 и 2 классами
выявляется общеобразовательная компетенция ребёнка, в частности, его
знание окружающего мира, а также владение базовой лексикой русского
языка.
Диагностические материалы включают задание с опорой на
изображение. Методика проведения тестового задания: ребёнку показывают
картинку, предлагают рассмотреть её и назвать известные предметы.
Примерное время выполнения: 2 минуты.
Учащийся 3 и 4 классов, демонстрирующий базовый уровень владения
русским языком, проявляет способность участвовать в общении в рамках
учебной коммуникации, в том числе обращаться с просьбой, выражать
согласие и несогласие, сообщать о непонимании, прощаться, извиняться,
благодарить, здороваться.
Диагностические материалы включают задания на восстановление
диалога. В 3-4 классах с опорой на изображение или диалог необходимо
предположить инициирующую или ответную реплику в диалоге в рамках
учебной коммуникации: понятно ли задание, выполнено ли домашнее
задание, что нового узнали на уроке и т.д.
Примерное время выполнения: 1 мин.
Продвинутый уровень владения русским языком предполагает
готовность ученика составить связный рассказ по фотографии или картинке.
Для 2 класса задача – проверить способность ребёнка описывать объекты с
точки зрения возраста (о человеке), цвета (об одежде, волосах). Для 3-4
классов – проверить способность рассказать короткую историю в виде
простой последовательности событий с использованием наиболее частотных
глаголов.
Диагностические материалы содержат задания для 2 класса на
описание рисунка по вопросам: Кто это? Где он(а)? Что он(а) делает? На
картинке только один объект. Для 3-4 классов предлагается описать картинку
или фотографию без опоры на вопросы (3 предложения). Герои на картинках
совершают разные действия, связанные с учебным процессом.
Дополнительное задание субтеста «Говорение» для 1 класса
направлено на проверку навыков счёта, знания чисел до 10.
Примерное время выполнения: 2 мин.

9

Субтест «Аудирование» проверяет способность школьника понимать
устную речь в контексте учебной ситуации, понимать учебные инструкции и
учебный монолог, а также передавать в письменной форме звучащую речь.
Элементарный уровень владения русским языком демонстрирует
школьник, который понимает учебные инструкции, произнесенные чётко,
медленно, и может следовать понятным в рамках учебной коммуникации
указаниям.
Диагностические материалы направлены на проверку понимания
ребёнком установки, инструкции, сообщенной учителем, и содержания
самого задания. Диагностические материалы для 2 класса представлены
заданиями по извлечению ключевой информации: номера страницы, которую
следует открыть. Для 3 класса добавляется номер упражнения, для 4 класса –
определение сути задания и формы его выполнения: например, нужно
отметить правильно выписанную грамматическую основу (возможные
варианты могут включать сочетания главных членов с второстепенными).
Примерное время выполнения: 2 мин.
На базовом уровне обучающийся способен извлекать конкретную
фактическую информацию на основе звучащего текста учебной тематики.
Диагностические материалы содержат фрагменты текстов для
аудирования соответствующего объема по теме, изученной в конце
предыдущего класса по окружающему миру, а также задания на понимание
темы и общего плана (для 2 класса); извлечение конкретной информации из
текста: чисел, имен, географических названий. Во втором классе
предполагаются устные ответы на вопросы или выбор правильного ответа из
предложенных вариантов с опорой на картинки. В 3-4 классах
предполагается заполнение пропусков с конкретной информацией.
Во 2 классе текст состоит из 15 слов (3 предложения) и включает
тематическую информацию по окружающему миру, например, о домашних
животных; в 3-4 классах 40-50 слов страноведческого характера (о России,
городах России, достопримечательностях). Темп чтения медленный.
Примерное время выполнения: 2 мин.
Продвинутый уровень определяется умением анализировать звучащую
речь согласно требования ФОП по русскому языку на конец 1 класса для
детей, планирующих учиться во 2 классе; для 3 и 4 класса – корректно
оформлять звучащую речь на письме, соблюдая нормы орфографии и
пунктуации (согласно требованиям ФОП по русскому языку), освоенные
учеником к концу предыдущего класса.
Диагностические материалы включают задания, проверяющие
фонематический слух и орфографические навыки школьников. Во 2 классе
задание выполняется с опорой на картинки: предлагается прослушать слова и
10

отметить картинки, которые им соответствуют (среди предложенных есть
одна лишняя), а также поставить ударение в этих словах. В 3-4 классах
предлагается написать словарный диктант из 5-6 слов (слова берутся из
текста предыдущего задания).
Примерное время выполнения: 3 мин.
Субтест «Чтение» оценивает способность обучающегося понимать
письменный текст, определять главную информацию, извлекать конкретную
фактическую информацию.
Элементарный уровень предполагает, что ученик понимает
содержание письменного текста в знакомом контексте (школьной среде).
Диагностические материалы представлены текстами и заданиями,
проверяющими понимание их содержания. В качестве текстового материала
предложены объявления, в частности об отмене урока, работе библиотеки,
столовой, наборе в школьный кружок. Для 2 класса объем текста – до 15
слов, предложения должны быть короткими, без усложняющих конструкций
или знаков, без диалогов. Для 3-4 классов объем текста – 25-30 слов.
Примерное время выполнения: 3 мин.
На продвинутом уровне ведущим является умение восстанавливать
последовательность событий, действий, связей в тексте.
Диагностические материалы включают учебные тексты, отличающиеся
объемом и тематикой. 2 класс: учебный текст с описанием действий человека
объемом не более 20 слов, например, описание текстовой математической
задачи. 3-4 классы: учебный текст страноведческого характера или с
описанием действий человека и животных в настоящем времени объемом 5060 слов. В качестве задания может быть дан также выбор подходящего
заголовка текста из предложенных.
Примерное время выполнения: 3 мин.
Субтест «Письмо» проверяет способность школьника выражать свои
мысли письменно, соблюдая нормы грамматики и правописания, строить
связный текст.
Элементарный уровень предполагает, что ребёнок-инофон умеет
писать буквы и, у, а после шипящих (в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу
– щу); обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака;
не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, нщ.
Диагностические материалы включают задания, представляющие
запись слов под диктовку. Выбираются словарные слова или слова на
орфограммы, изучаемые в 1 классе (читает учитель, или включается
аудиозапись).

11

На базовом уровне оценивается владение лексикой (например,
предметной лексикой по темам окружающего мира).
Диагностические материалы для 2 класса включают задание с опорой
на картинки, которые нужно подписать. Ответы вариативны, принимаются
все, подходящие по смыслу. Например, картинка с вороной может быть
подписана как ворона, ворон, птица, чёрная птица.
На продвинутом уровне проверяется умение правильно списывать
слова, предложения, текст; проверять написанное, сравнивая с образцом;
писать заглавную букву в начале предложения, в именах собственных;
делить слова на части для переноса; ставить знаки препинания в конце
предложения.
Диагностические материалы включают предложения для списывания:
для 2 класса – текст объемом не более 3 предложений (всего до 10 слов), для
3-4 классов – не более 4 предложений (до 25 слов). В 3 классе добавляется
задание дописать текст, опираясь на картинку (текст-описание, 3
предложения); в 4 классе – дописать текст (текст-повествование, 3-4
предложения), ответив на вопросы, например: Во что играли школьники?
Что делали мальчики? Что делали девочки? Какие впечатления остались у
детей? Возможный вариант задания для 4 класса – написать рассказ (текстповествование) на предложенную тему (например, как прошёл один день
летних каникул), ответив на предложенные в задании вопросы. Примеры
вопросов: Что случилось в этот день? Что ты делал? Кто с тобой рядом
оказался? Когда ты вернулся домой?
Примерное время выполнения: для 2 класса 5 минут, для 3-4 классов 15
мин.
Субтест «Лексика. Грамматика» оценивает владение грамматическим
строем речи, активный и пассивный словарный запас.
Диагностические материалы, определяющие элементарный уровень
владения русским языком, включают задания, проверяющие умение
различать значения лексических единиц и использовать их в заданном
контексте
(одушевлённые,
неодушевлённые
существительные),
согласовывать притяжательные местоимения с именами существительными в
роде и числе (существительное даётся в начальной форме).
Базовый уровень владения русским языком предполагает, что ребёнокинофон умеет употреблять предложно-падежные формы имен в контексте
высказывания; использовать глагольные формы с учётом контекста и
ситуации (лицо, число глагола в форме настоящего времени).
На продвинутом уровне проверяется умение согласовывать имена
прилагательных с именами существительными в роде и числе
(существительное даётся в начальной форме).
12

Примечание. Распределение по уровням в диагностике для 2 класса
условно, в критериях и баллах не отражается (за каждое задание даётся
одинаковое количество баллов).
Примерное время выполнения: 4 минуты для 2 класса (по 0,5 мин на
каждый вопрос), 4,5 минуты для 3 и 4 классов (по 0,5 мин на каждый вопрос).
Задания в рамках каждого субтеста (кроме субтеста «Письмо» в 3-4
классах) варьируются по уровню сложности.
В диагностические материалы включены задания:
1) ориентированные на проверку элементарного уровня владения
русским языком в контексте повседневной и учебной коммуникации:
– субтест «Говорение»: Ответь, пожалуйста, на вопросы (1-2 классы);
Дай развернутый ответ на вопросы (3-4 классы);
– субтест «Аудирование»: Учитель сказал: «Откройте учебник на
странице 5». Кто верно сделал то, что сказал учитель? (2 класс); Внимательно
прослушай текст и выполни задание (3-4 классы);
– субтест «Чтение»: Прочитай текст объявления и ответь на вопросы (2
класс); Прочитай текст. Выбери правильный вариант ответа на вопросы (3-4
классы);
– субтест «Письмо»: Запиши слова: ночка, чаща, мальчик, жираф (2
класс);
– субтест «Лексика. Грамматика»: Выбери правильный вариант ответа
(2-4 классы);
2) проверяющие базовые речевые навыки и умения, необходимые для
освоения образовательных программ в системе российского образования:
– субтест «Говорение»: Рассмотри картинку и назови животных,
которых ты знаешь (1-2 классы); Ответь на вопрос, чтобы получился диалог;
Восстанови диалог по вопросу (3 класс);
– субтест «Аудирование»: Послушай текст и ответь на вопросы (2
класс); Внимательно прослушай текст и выполни задание (3-4 классы);
– субтест «Чтение»: Прочитай задачу по математике и выполни
задания: ответь на вопросы (2 класс); Прочитай текст и выполни задания:
восстанови последовательность событий (3-4 классы);
– субтест «Письмо»: Подпиши картинки (2 класс);
– субтест «Лексика. Грамматика»: Выбери правильный вариант ответа
(2-4 классы);
3) задания продвинутого уровня, нацеленные на проверку владения
основного предметного содержания предметной области «Русский язык»:
13

– субтест «Говорение»: Посчитай вслух, сколько яблок на картинке (1
класс); Опиши картинку. Кто это? Где он? Что он делает? (1-2 классы);
Внимательно посмотри на фотографию и опиши её (3-4 классы;
– субтест «Аудирование»: Послушай слова (листопад, трава, учебник) и
отметь те, которые ты услышал. Поставь ударение в этих словах (2 класс);
Внимательно прослушай и напиши слова под диктовку (3-4 классы);
– субтест «Чтение»: Прочитай задачу по математике и выполни
задания: отметь, что было сначала, а что было потом (2 класс); Прочитай
текст и выполни задания: выбери, как можно озаглавить текст (3-4 классы)4
– субтест «Письмо»: Спиши текст (2 класс).
– субтест «Лексика. Выбери правильный вариант ответа (2-4 классы).
Задания субтеста «Письмо»:
3 класс: Спиши текст. Придумай 3 предложения с описанием животных
и допиши текст;
4 класс: Придумай 3-4 предложения и допиши текст, ответив на
вопросы: во что играли школьники? Что делали мальчики? Что делали
девочки? Какие впечатления остались у детей?
Примечание*. В зависимости от ситуации диагностика может быть
организована по всем 5 субтестам или выборочно по блокам. Например, если
в первичных беседах очевидно, что ребенок хорошо говорит и понимает
устную речь, можно провести диагностику только по субтестам
«Чтение», «Письмо» и «Лексика. Грамматика».
3.2. Языковая диагностика обучающихся, осваивающих
образовательные программы основного общего образования
Субтест «Говорение» оценивает способность ребёнка выражать свои
мысли устно, строить связные грамматически корректные предложения,
ориентироваться в коммуникативной ситуации.
Элементарный уровень предполагает умения школьника понимать
простые прямые вопросы на знакомые темы (например, о семье, школе),
сообщать о себе основную личную информацию (имя, адрес, семья, хобби и
др.), используя короткие фразы. В 7-8 классах также оценивается готовность
школьников строить высказывания в виде полных предложений о себе, своих
интересах, предпочтениях и целях.
Диагностические материалы представляют собой перечень личных
вопросов о ребенке, его семье, друзьях, хобби (3-5 вопросов с усложнением).
Вариативно могут быть заданы открытые вопросы, например, в 6 классе про
достижения: Что ты считаешь своим достижением? Чем гордишься?; в 7
14

классе про мечты и цели: О чем ты мечтаешь? Какую цель перед собой
ставишь?; в 8 классе про будущую профессию: Кем хотел бы стать?
Почему?
Примерное время выполнения: 3 мин.
На базовом уровне ключевой является способность школьника
участвовать в общении в рамках учебной коммуникации, в том числе
задавать уточняющие вопросы, переспрашивать, уточнять значение
незнакомого слова.
Диагностические материалы включают задания на восстановление
диалога. В 5-6 классах с опорой на изображение или диалог необходимо
предположить инициирующую или ответную реплику в диалоге в рамках
учебной коммуникации. В 7 классе осуществляется проверка умения дать
совет (в ответ на запрос о совете), выразить свое мнение; в 8 классе –
выразить поддержку (в ответ на жалобу), сделать запрос об объяснении
информации, о дополнительном разъяснении.
Примерное время выполнения: 1 мин.
Продвинутый уровень предполагает готовность ученика описать
информацию, представленную в простой инфографике, на графике или
диаграмме;
рассказать
короткую
историю
в
виде
простой
последовательности событий.
Диагностические материалы содержат задания для 5 класса на
составление рассказа по картинкам, например, на тему «Один день из жизни
человека в прошлом»; для 5-6 классов на сравнение объектов (животных,
растений и т.д.) на основании изображения и данных (роста, веса, скорости и
под.); для 7 класса на построение высказывания о диаграмме, например,
результатах соцопроса; для 8 класса на построение высказывания о графике,
усложнением задания по сравнению с 7 классом является описание
представленных на графике тенденций и изменений.
Примерное время выполнения: 5 мин.
Субтест «Аудирование» проверяет способность школьника понимать
устную речь в контексте учебной ситуации, понимать учебные инструкции и
учебный монолог, а также передавать в письменной форме звучащую речь.
Элементарный уровень владения русским языком демонстрирует
школьник, который понимает учебные инструкции, произнесенные чётко,
медленно (в 8 классе – произнесенные в обычном темпе), и может следовать
понятным в рамках учебной коммуникации указаниям.
Диагностические материалы направлены на проверку понимания
ребёнком установки, инструкции, сообщенной учителем, и содержания
самого задания. Диагностические материалы для 5-6 классов представлены
заданиями по извлечению ключевой информации: определению сути задания,
15

времени и формы выполнения. Формулировка задания для 7-8 классов
требует выполнения нескольких действий, при этом осуществляется
проверка понимания учеником последовательности и параллельности
действий. В инструкции 7 класса рекомендуется включать глаголы в
страдательном залоге, 8 класса – деепричастия.
Примерное время выполнения: 2 мин.
На базовом уровне обучающийся способен извлекать конкретную
фактическую информацию на основе звучащего текста учебной тематики.
Диагностические материалы содержат фрагменты текстов для
аудирования соответствующего объема по теме, изученной в конце
предыдущего класса, а также задания на понимание темы и общего плана;
извлечение конкретной информации из текста: чисел, дат, имен,
географических названий. В 5 классе текст состоит из 100 слов и включает
тематическую информацию по окружающему миру, истории или биологии; в
6 классе 120 слов в тексте по истории или биологии, в 7 классе к
предыдущим добавляются темы по географии, в тексте 140 слов, в 8 классе
объем текста – 150 слов, дополнительно включаются темы по физике.
Примерное время выполнения: 3 мин.
Продвинутый уровень определяется умением корректно оформлять
звучащую речь на письме, соблюдая нормы орфографии и пунктуации
(согласно требованиям ФОП по русскому языку), освоенные учеником к
концу предыдущего класса.
Диагностические материалы включают задания, проверяющие
фонематический слух и орфографические навыки школьников. Начиная с 6
класса предлагаются упражнения, связанные с отработкой навыков
различения сочетаний ЖИ – ЖЕ, ШИ – ШЕ, ЧА – ЧИ; слова с мягкими
согласными; слова с Я, Е, Ю, Ё. В 8 классе задание может включать лексику
7 класса, в том числе причастия, деепричастия, наречия (например, подружески, сгоряча, работая).
Примерное время выполнения: 3 мин.
Субтест «Чтение» оценивает способность обучающегося понимать
письменный текст, определять главную информацию, извлекать конкретную
фактическую информацию.
Элементарный уровень предполагает, что ученик понимает
содержание письменного текста в знакомом контексте (школьной среде).
Диагностические материалы представлены текстами и заданиями,
проверяющими понимание их содержания. Для 5-6 классов в качестве
текстового материала предложены объявления (об отмене урока, работе
библиотеки, наборе в школьный кружок и т.п.); для 7 класса – инструкции
(как зарегистрироваться на сайтах библиотеки, олимпиады или на
16

электронных ресурсах); для 8 класса – объявления (о бесплатных курсах по
программированию или по учебным дисциплинам).
Примерное время выполнения: 3 мин.
На базовом уровне для 5 класса ведущим является умение
восстанавливать последовательность событий, действий, связей в тексте; для
6-8 классов – понимать содержание учебного текста, составлять план текста.
Диагностические материалы включают учебные тексты, отличающиеся
объемом и тематикой. 5 класс: текст объемом 120 слов, например, описание
действий человека в прошлом или настоящем, описание текстовой
математической задачи. 6 класс: текст объемом 140 слов про историческую
личность с описанием основных достижений. 7 класс: текст объемом 160-180
слов про какое-нибудь физическое явление в природе (лед, грозу, радугу). 8
класс: текст объемом 180-200 слов про профессию, желательно в сфере СПО
(чем занимается, какие навыки нужны, чтобы поступить, какие есть плюсы и
минусы).
Примерное время выполнения: 2 мин.
Продвинутый уровень демонстрирует школьник, который способен
анализировать содержание учебного текста; с 6 класса – понимать значение
фразеологизма в контексте; в 8 классе – понимать стилистически
окрашенные слова, в том числе, включающие оценку.
Диагностические материалы содержат тексты и задания на
сопоставление утверждений и информации, излагаемой в тексте: «верно /
неверно», в 8 классе добавляется утверждение «не сказано в тексте». Также
для учеников 6-8 классов предложено задание на определение верного
значения фразеологизма.
Примерное время выполнения: 3 мин.
Субтест «Письмо» проверяет способность школьника выражать свои
мысли письменно, соблюдая нормы грамматики и правописания, строить
связный текст в соответствии с определенным типом речи (повествование,
описание, рассуждение).
Диагностические материалы представлены:
1) опорными вопросами для написания короткого текста на
предложенную тему: в 5 классе – текста-описания или текста-повествования
(на выбор), например, описание интересного экспоната в музее или рассказ
об одном дне (о поездке, празднике, дне на каникулах и пр.), вопросов не
менее 5; в 6 классе – текста-описания объемом не менее 7 предложений, с
обязательным эмоциональным откликом (описание любимого места или
места, где он был на каникулах, и чувств, которое это место вызывает);
2) опорным планом для написания текста-рассуждения на
предложенную тему: в 7 классе – текста объемом не менее 8 предложений,
17

возможные темы «Зачем человеку мечтать?», «Что такое настоящая
дружба?»; в 8 классе – текста по цитате (о красоте или путешествии)
объемом не менее 10 предложений.
Примерное время выполнения: 20 мин.
Субтест «Лексика. Грамматика» оценивает владение грамматическим
строем речи, активный и пассивный словарный запас, а также знание
ключевых тем школьной программы по русскому языку.
Ребенок, владеющий русским языком на элементарном уровне, должен
владеть грамматическим строем речи и демонстрировать умения:
5-6 классы: выбирать формы косвенного падежа существительного в
ед. ч., в 6 классе и во мн. ч.; выбирать видо-временные формы глагола в
предложении, в 6 классе рекомендуется уделить внимание значениям
параллельности и последовательности действий;
7-8 классы: выбирать формы косвенного падежа числительного
(например, в дате); в 7 классе образовывать форму повелительного
наклонения, форму сравнительной степени прилагательного (шире, выше,
жарче); в 8 классе выбирать видо-временные формы глагола в предложении,
в том числе в сложном, образовывать наречия от прилагательного.
Примерное время выполнения: 1 мин.
Ребенок, владеющий русским языком на базовом уровне, способен:
1) владеть грамматическим строем речи:
– нормами согласования прилагательного с существительным в
предложении в 5-6 классах, прилагательного или местоимения с
существительным во мн. ч. в 7 классе, причастия с существительным в
составе причастного оборота в 8 классе;
– нормами управления с предлогами на ограниченном лексическом
материале, в 5 классе глагольного управления;
– нормами образования и употребления деепричастия в 8 классе;
2) владеть лексикой, например, употреблять приставочные глаголы, с 6
класса – возвратные глаголы.
Примерное время выполнения: 1 мин.
Диагностические материалы, определяющие продвинутый уровень
владения русским языком, представлены заданиями, направленными на
проверку умений находить и определять грамматические формы и категории,
следовать нормам пунктуации.
5-6 классы: находить в предложении существительное, прилагательное
или глагол; определять род, число, падеж существительного или
прилагательного; определять главные члены в предложении. С 6 класса:
находить однородные члены предложения.

18

7 класс: находить в предложении числительное, местоимение;
определять категории глагола (время, вид, лицо, род, число); знать
пунктограмму «Запятая в сложном бессоюзном предложении». С 7 класса:
находить предложение, в котором нужно поставить две запятые.
8 класс: слитное и раздельное написание предлогов, в том числе
сложных; находить в предложении причастие, деепричастие, наречие;
определять категории причастия (род, число, время, залог); знать
пунктограммы «Сложное бессоюзное предложение», «Причастный оборот в
постпозиции», «Деепричастный оборот».
Примерное время выполнения: 5 мин.
Задания в рамках каждого субтеста (кроме субтеста «Письмо»)
варьируются по уровню сложности.
В диагностические материалы включены задания:
1) ориентированные на проверку элементарного уровня владения
русским языком в контексте повседневной и учебной коммуникации:
– субтест «Говорение»: Дай развернутый ответ на вопросы (5-8
классы);
– субтест «Аудирование»: Внимательно прослушай текст и выполни
задание. Выбери правильный вариант ответа (5-6 и 8 классы), Послушай
диалог и выполни задания. Выбери правильный вариант ответа на вопрос:
«Что значит выражение «Волков бояться – в лес не ходить»?» (7 класс);
– субтест «Чтение»: Прочитай текст и выполни задание. Выбери
правильный вариант ответа (5-8 классы);
– субтест «Лексика. Грамматика»: Выбери правильный вариант ответа
(5-8 классы);
2) задания, проверяющие базовые речевые навыки и умения,
необходимые для освоения образовательных программ в системе
российского образования:
– субтест «Говорение»: Ответь на реплику диалога (5 класс); Прочитай
диалоги и дополни их подходящими по смыслу выражениями, выразив
согласие или несогласие (6 класс); Прочитай и дополни диалоги (7-8 классы);
– субтест «Аудирование»: Внимательно прослушай текст и выполни
задание. Выбери правильный вариант ответа (5-8 классы);
– субтест «Чтение»: Внимательно прочитай текст и выполни задания:
 Ответь на вопросы (5 класс);
 Выбери правильный вариант плана текста; определи, какие
утверждения по тексту являются неверными (6-8 классы);
19



Из предложенных ниже выбери правильный вариант ответа
(6 класс);
– субтест «Лексика. Грамматика»: Выпиши из предложения все имена
существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении (56 классы); Выпиши все имена числительные и местоимения в той форме, в
которой они употреблены в предложении (7 класс); Выпиши из предложения
все деепричастия (8 класс);
3) задания продвинутого уровня, нацеленные на проверку владения
основного предметного содержания предметной области «Русский язык»:
– субтест «Говорение»: Задай вопрос, чтобы получился диалог (5
класс); Посмотри на рисунки, сравни и опиши их: чем отличаются листья,
стебли, плоды (6 предложений) (6 класс); Внимательно рассмотри
диаграмму. Какие выводы ты можешь сделать на её основе? К какой группе
ты сам относишься? (7 класс); Внимательно рассмотри диаграмму и
определи, как, по мнению жителей одного из городов России, изменилось
соотношение действующих линий автобусов, троллейбусов и электробусов за
указанный период. Какие выводы ты можешь сделать на её основе? Какие
изменения ты заметил? (8 класс);
– субтест «Аудирование»: Внимательно прослушай и напиши слова под
диктовку (5-8 классы);
– субтест «Чтение»: Определи, какие утверждения по тексту являются
неверными (5 класс); Определи значение фразеологизма «не покладая рук» (6
класс); Определи верное значение устойчивого выражения «быть в курсе» (78 классы);
– субтест «Лексика. Грамматика»: Определи главные члены в
предложении и выпиши их (5 класс); Определи однородные члены
предложения и выпиши их. Определи род, число, падеж имени
прилагательного (6 класс); Определи вид, время, род и число глаголов (7
класс); Определи вид, время, род и число причастий (8 класс); Выпиши
предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки
препинания внутри предложений не расставлены.) (7-8 классы).
Задания субтеста «Письмо»:
Напиши небольшой рассказ (5-7 предложений) о своём любимом
празднике. В нём расскажи, как вы отмечаете этот праздник в семье. Данные
вопросы помогут тебе написать рассказ (5 класс).
Напиши небольшой рассказ о любимом месте, куда ты ездишь на
каникулах. Объём текста – не менее 7 предложений. Данные вопросы
помогут тебе при составлении текста (6 класс).
20

Напиши рассуждение о роли знаний в жизни человека. В тексте должно
быть не менее 8 предложений. Данные ниже вопросы помогут тебе (7 класс).
В китайской поговорке говорится: «Не бойся, что не знаешь – бойся,
что не учишься». Что вы об этом думаете? Напиши сочинение-рассуждение о
роли знаний в жизни человека (не менее 10 предложений) (8 класс).
Примечание*. В зависимости от ситуации диагностика может быть
организована по всем 5 субтестам или выборочно по блокам. Например, если
в первичных беседах очевидно, что ребенок хорошо говорит и понимает
устную речь, можно провести диагностику только по субтестам «Чтение»,
«Письмо» и «Лексика. Грамматика».

21

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ ЯЗЫКОВОЙ
ДИАГНОСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СЛАБО ВЛАДЕЮЩИХ ИЛИ НЕ
ВЛАДЕЮЩИХ РУССКИМ ЯЗЫКОМ, ОСВАИВАЮЩИХ ОСНОВНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диагностическое тестирование позволяет выявить
ребенка к одной из групп на основании Приложения 3:

отнесенность

1. Группа детей, не владеющих русским языком (А0) или
владеющих на элементарном уровне (А1)
Ребенок, относящийся к такой группе, может знать отдельные слова и
фразы в очень ограниченном объеме, однако не способен поддерживать
общение на русском языке во всем спектре учебных ситуаций. Как правило, у
таких детей не сформирован грамматический строй русской речи:
отсутствует согласование по роду и числу, нет координации подлежащего и
сказуемого,
не
сформирована
система
словообразования
имен
существительных и глаголов.
В таком случае может быть рекомендовано предварительное изучение
русского языка до уровня, минимально достаточного для коммуникации с
учителем и одноклассниками, понимания инструкций и минимальной
учебной информации. Эта задача может быть решена за счет программы
внеурочной деятельности в объеме не менее чем 40 ак. часов интенсивных
обучению русскому языку для достижения минимально достаточного уровня
устного русского языка для общения в школе.
Желательно, если минимально достаточный уровень русского языка
будет достигнут до начала основных занятий. Так, могут быть реализованы
пропедевтические занятия в рамках работы летних городских лагерей или на
базе школы в летнее время.
В случае, если на момент начала занятий ребенок не владеет
минимально достаточным для обучения уровнем русского языка, может быть
рекомендовано ежедневное интенсивное обучение русскому языку
(возможно, на усмотрение образовательной организации такое обучение
может быть реализовано во время занятий по основным предметам, если
незнание языка будет существенным барьером в обучении и социализации).
При этом рекомендуется включение ребенка в занятия со всем классом на тех
предметах, на которых содержание может передаваться не с помощью языка,
а с помощью наглядных и демонстрационных технологий: уроки технологии,
физкультуры, ИЗО.
22

2. Группа детей, владеющих русским языком на базовом уровне, то
есть требующих языковой поддержки при обучении на русском языке
(А2 – для начальной школы; А2+ – для 5-6 классов, В1 – для 7-9 классов)
Владение русским языком на указанных уровнях предполагает, что его
обладатель может общаться на русском языке в повседневных ситуациях – на
детской площадке, во время занятий спортом и пр., но испытывает трудности
в освоении школьной программы. Как правило, у таких школьников нет
опыта получения образования на русском языке и, как следствие, ими не
освоен учебный русский язык – язык математики, истории, биологии и
других предметов. Это мешает осваивать учебную информацию, понимать
материал учебника и текстовые задачи, демонстрировать свои знания в ходе
устных и письменных ответов, и как следствие, приводит к низким
образовательным результатам.
Могут наблюдаться сбои в грамматическом строе речи, при общем
овладении основами русской грамматики. Как правило, устная речь развита
значительно лучше, чем письменная: при относительно беглом говорении
могут наблюдаться затруднения при понимании текста и при создании
собственного письменного текста.
Для таких детей рекомендуется проводить программы внеурочной
деятельности, направленные на языковую поддержку при обучении на
русском языке: программа для начальной школы (1-4 классы) и программа
для основной школы (5-9 классы), в объеме не менее 68 ак. ч. для каждого
года обучения (2 ак. ч. в неделю).
Основная цель дополнительных занятий – устранение дефицитов во
владении русским языком, достижение уровня, сопоставимого с уровнем
русскоязычных сверстников и необходимого для успешного обучения на
русском языке, а также знакомство с ключевыми понятиями и правилами
школьного предмета «Русский язык».
Дети, владеющие русским языком на базовом уровне, могут заниматься
на уроках по всем предметам, однако рекомендуется дифференцированный
подход к оцениванию их результатов, особенно в части письменных работ.
Обучение в 9 классе завершается государственной итоговой
аттестацией, требующей как практического владения русским языком, так и
знания теоретического материала по школьным предметам, в связи с чем
детям, соответствующим по возрасту 9 классу, но владеющим русским
языком на базовом уровне, рекомендуется начинать обучение на русском
языке с программы 8 класса.

23

3. Группа детей, владеющих русским языком на условно
продвинутом уровне (В1+)
Дети, относящиеся к этой группе, демонстрируют умения и навыки
владения русским языком на уровне своих русскоязычных сверстников. Они
могут как общаться на русском языке в повседневных ситуациях, так и
осваивать учебную программу; они владеют русской грамматикой, у них
хорошо развиты и устная, и письменная речь. Потребность в дополнительных
занятиях носит индивидуальный характер и может быть рекомендована, если
у ребёнка есть дефициты в освоении теоретической части школьной
программы по русскому языку (не сформирован понятийный аппарат,
необходимый в том числе при прохождении аттестаций), есть трудности на
письме, связанные с орфографией и пунктуацией, или есть потребность в
социокультурной адаптации.
Для категории детей, владеющих русским языком на условно
продвинутом уровне, может быть рекомендована программа внеурочной
деятельности в объеме 34 ак. ч. (1 ак. ч. в неделю) для восполнения пробелов
в знаниях предметной области «Русский язык» и с акцентом на
социокультурную адаптацию.

24

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Инструкция проведения распределительного теста для учителя
(на примере 5 класса)
Время выполнения работы – 52 минуты.
Работа состоит из 5 частей.
Часть 1. Устное собеседование. Выполняется без подготовки. Ученик
слушает вопрос преподавателя и отвечает. Если ученик не может дать ответ,
педагог переходит к следующему вопросу. Ответ должен быть полным.
Педагог отмечает в таблице коммуникативную адекватность и правильное
языковое оформение.
Диагностические материалы представляют собой перечень личных
вопросов о ребенке, его семье, друзьях, хобби (3-5 вопросов с усложнением).
Примерное время выполнения: 3 мин.
Задания по говорению позволяют оценить способность ребёнка
выражать свои мысли устно, строить связные грамматические корректные
предложения, ориентироваться в коммуникативной ситуации.
Диагностические материалы включают задания на восстановление
диалога с опорой на изображение или диалог (необходимо предположить
инициирующую или ответную реплику в рамках учебной коммуникации).
Примерное время выполнения: 1 мин.
Диагностические материалы также содержат задания на составление
рассказа по картинкам, на сравнение объектов (животных, растений и т.д.) на
основании изображения и данных (роста, веса, скорости и др.).
Примерное время выполнения: 5 мин.
Часть 2. Задания по аудированию проверяют способность школьника
понимать устную речь в контексте учебной ситуации, понимать учебные
инструкции и учебный монолог, а также передавать в письменной форме
звучащую речь. Задания направлены на понимание темы текста; извлечение
конкретной информации: чисел, имен, географических названий.
Диагностические материалы направлены на проверку понимания
ребёнком установки, инструкции, сообщенной учителем, и содержания
самого задания. Диагностические материалы для 5-6 классов представлены
заданиями по извлечению ключевой информации: определению сути задания,
времени и формы выполнения.
Примерное время выполнения: 2 мин.
Диагностические материалы также содержат фрагменты текстов для
аудирования соответствующего объема по теме, изученной в конце
предыдущего класса, а также задания на понимание темы и общего плана;
25

извлечение конкретной информации из текста: чисел, дат, имен,
географических названий. Текст состоит из 100 слов и включает
тематическую информацию по окружающему миру, истории или биологии
Примерное время выполнения: 3 мин.
Диагностические материалы включают задания, проверяющие
фонематический слух и орфографические навыки школьников.
Примерное время выполнения: 3 мин.
Часть 3. Задания по чтению ориентированы на выявление способности
обучающегося понимать письменный текст, определять главную
информацию, извлекать конкретную фактическую информацию.
Диагностические материалы представлены текстами и заданиями,
проверяющими понимание их содержания. Для 5-6 классов в качестве
текстового материала предложены объявления (об отмене урока, работе
библиотеки, наборе в школьный кружок и т.п.).
Примерное время выполнения: 3 мин.
Диагностические материалы также включают учебные тексты,
отличающиеся объемом и тематикой, объемом 120 слов, например, описание
действий человека в прошлом или настоящем, описание текстовой
математической задачи.
Примерное время выполнения: 2 мин.
Диагностические материалы могут также включать тексты и задания на
сопоставление утверждений и информации, излагаемой в тексте: «верно /
неверно».
Примерное время выполнения: 3 мин.
Часть 4. Задания по письму проверяют способность школьника
выражать свои мысли письменно, соблюдая нормы грамматики и
правописания, строить связный текст.
Диагностические материалы представлены опорными вопросами для
написания короткого текста на предложенную тему: текста-описания или
текста-повествования (на выбор), например, описание интересного экспоната
в музее или рассказ об одном дне (о поездке, празднике, дне на каникулах и
пр.), вопросов не менее 5.
Примерное время выполнения: 20 мин.
Часть 5. Задания по лексике и грамматике оценивают владение
грамматическим строем речи, активный и пассивный словарный запас.
Диагностические материалы включают задания, проверяющие
владение грамматическим строем речи: выбор формы косвенного падежа
существительного в ед. ч.; выбор видо-временной формы глагола в
предложении.
Примерное время выполнения: 7 минут.
26

Приложение 2
Критерии оценивания обучающихся на уровень владения русским
языком для начального общего образования (на примере 2 класса)
Субтест «Говорение». Задание 1. Ответы на вопросы (без подготовки):
5 баллов Ответы на оба вопроса даны полные, правильные. Не допущено ни
одной грамматической, лексической и фонетической ошибки.
4 балла Ответы на оба вопроса даны полные, правильные. Допущено 1-2
грамматические, лексические или фонетические ошибки.
3 балла Ответ на один из вопросов дан неполный и/или неправильный.
Допущено
несколько
грамматических,
лексических
или
фонетических ошибок.
2 балла Ответы на оба вопроса даны неполные и/или неправильные.
Допущены множественные грамматические, лексические или
фонетические ошибки.
1 балл
Дан односложный ответ только на один вопрос.
0 баллов Ответы не даны.
Субтест «Говорение». Задание 2 на владение лексикой:
5 баллов Правильно названы все животные и птицы.* Не допущено ни одной
грамматической / фонетической ошибки.
4 балла Правильно названо большинство животных. Допущено 1-2
грамматические, фонетические ошибки.
3 балла Правильно названо 4-5 животных. Допущено несколько
грамматических, фонетических ошибок.
2 балла Правильно названо 2-3 животных. Допущены множественные
грамматические, фонетические ошибки.
1 балл
Правильно названо 1-2 животных. Допущены множественные
грамматические, фонетические ошибки.
0 баллов Животные не названы.
Субтест «Говорение». Задание 3 на умение составлять логически
связный рассказ с опорой на картинку/фотографию
5 баллов Картинка описана правильно с точки зрения содержания.
Тестируемый использует полные предложения. Не допущено ни
одной грамматической / лексической / фонетической ошибки.
27

4 балла

Картинка описана правильно с точки зрения содержания.
Тестируемый использует полные предложения. Допущено 1-2
грамматические / лексические / фонетические ошибки.
3 балла Картинка описана правильно с точки зрения содержания.
Тестируемый использует неполные предложения. Допущено
несколько грамматических / лексических / фонетических ошибок.
2 балла Картинка описана неточно/ неправильно с точки зрения содержания.
Тестируемый использует односложные предложения. Допущены
множественные грамматические / лексические / фонетические
ошибки.
1 балл
Картинка описана одним односложным предложением.
0 баллов Картинка не описана.
Субтест «Аудирование». Задания 1.1.-1.2. на понимание задания,
установки, инструкции, сообщенной учителем, и извлечение ключевой
информации:
1 балл
Правильный ответ.
0 баллов Неправильный ответ.
Субтест «Аудирование». Задание 2.1 на понимание темы и общего
плана; извлечение конкретной информации из текста:
1 балл
Правильный ответ.
0 баллов Неправильный ответ.
Субтест «Аудирование». Задание 2.2. на понимание темы и общего
плана; извлечение конкретной информации из текста:
3 балла Выбраны все правильные ответы.
2 баллов Выбраны не все правильные ответы.
1 балла Выбраны не все правильные ответы, при этом выбраны и
неправильные ответы.
0 баллов Выбраны неправильные ответы.
Субтест «Аудирование». Задание 3. Проверка фонематического слуха:
3 балла
2 балла

Выбраны все три правильных ответа, ударения проставлены
правильно.
Выбран один-два правильных ответа, в ударениях допущены
28

ошибки.
1 балл
Выбран один правильный ответ, ударения не проставлены
или выбраны все правильные ответы, но ударения не проставлены.
0 баллов Ответ не дан.
Субтест «Чтение». Задания 1.1-1.2, 2.1 на понимание содержание
письменного текста в знакомом контексте (школьной среде):
1 балл
Правильный ответ
0 баллов Неправильный ответ
Субтест «Чтение». Задание 2.2 на восстановление последовательности
событий /действий /связей в тексте:
1 балл
Правильный ответ
0 баллов Неправильный ответ
Субтест «Письмо». Задание 1. Запись слов под диктовку:
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
0 баллов

Все 4 слова записаны верно, без помарок.
Все 4 слова записаны верно, допущены помарки и исправления.
3 слова записаны правильно, допущены помарки и исправления.
2 слова записаны правильно, допущены помарки и исправления.
1 слово записано правильно, допущены помарки и исправления.
Слова не записаны.

Субтест «Письмо». Задание 2 на владение лексикой:
5 баллов Все три картинки подписаны правильно, без помарок.
4 балла Все три картинки подписаны правильно, допущены помарки и
исправления.
3 балла 2 картинки подписаны правильно, допущены помарки и
исправления.
2 балла 1 картинка подписана правильно, без помарок.
1 балл
1 картинка подписана правильно, допущены помарки и
исправления.
0 баллов Картинки не подписаны.
Субтест «Письмо». Задание 3 на умение правильно списывать слова,
предложения, текст:
29

5 баллов Текст списан правильно, без помарок.
4 балла Текст списан правильно, допущено 1-2 помарки и/ или исправления.
3 балла Текст списан правильно, допущено несколько помарок и/ или
исправлений или текст списан печатными, а не прописными
буквами.
2 балла Текст списан частично.
1 балл
Списано 1-2 слова.
0 баллов Текст не списан или списан настолько неразборчиво, что его нельзя
прочитать.
Субтест «Лексика. Грамматика». Задания 1.1-1.4 на владение
грамматическим строем речи, владение лексикой:
1 балл
Правильный ответ
0 баллов Неправильный ответ
*Названия всех птиц на картинке тестируемый может не знать и обозначить
их единым словом «птицы».

30

Приложение 3
Ключи к тестам, критерии оценивания, таблица распределения детей по уровням владения
русским языком (на примере 5 класса)
№№
задания

1.1

уровень

предполагаемы
баллы
й
ответ
1. Субтест «ГОВОРЕНИЕ»
элементарный
5
(5 баллов)

4

3

критерии

максимальный балл - 20
Все вопросы поняты верно, даны полные ответы, лексические
единицы и грамматические конструкции употреблены корректно, речь
понятна: практически все звуки и сочетания звуков произносятся
правильно, соблюдается правильная интонация.
Все вопросы поняты верно, даны полные ответы на 3 и/или 4 вопроса,
лексические единицы и грамматические конструкции используются
корректно, речь понятна: практически все звуки и сочетания звуков
произносятся правильно, соблюдается правильная интонация.
ИЛИ
Все вопросы поняты верно, даны полные ответы на все вопросы,
лексические единицы и грамматические конструкции употреблены с
небольшим искажением (1-2 ошибки), не влияющим на понимание
смысла высказывания, речь понятна: допущена 1-2 ошибки при
произнесении звуков и сочетании звуков, незначительное нарушение в
интонации.
Все вопросы поняты верно, полные ответы даны не на все вопросы,
допущено несколько (2 и более) ошибок в употреблении лексических
единиц и грамматических конструкций, речь понятна: допущена 1-2
ошибки при произнесении звуков и сочетании звуков, незначительное
нарушение в интонации.

2

1

1.2-1.3

базовый
(5+5 баллов)

0
5
4

ИЛИ
Три вопроса из четырех поняты корректно. Даны полные ответы.
лексические единицы и грамматические конструкции употреблены с
небольшим искажением (1-2 ошибки), не влияющим на понимание
смысла высказывания, речь понятна: допущена 1-2 ошибки при
произнесении звуков и сочетании звуков, незначительное нарушение в
интонации.
Вопросы поняты верно, лексические единицы и грамматические
конструкции используются со значительным искажением, влияющим
на понимание высказывания, звуки и сочетания звуков произносятся
со значительными ошибками, затрудняющими понимание ответа,
неправильная интонация, наличие немотивированных пауз в ответах.
ИЛИ
Два вопроса из четырёх поняты корректно. Даны неполные ответы.
Допущено несколько (2 и более) ошибок в употреблении лексических
единиц и грамматических конструкций, речь понятна.
Два вопроса из четырёх поняты корректно. Даны односложные или
неправильные ответы. Лексические единицы и грамматические
конструкции используются со значительным искажением, влияющим
на понимание. Звуки и сочетания звуков произносятся со
значительными ошибками, затрудняющими понимание ответа, не
соблюдаются нормы интонации, наличие немотивированных пауз в
ответах.
Вопросы не понимаются. Ответы не даны.
Предложенная реплика соответствует заданной коммуникативной
ситуации. Предложение построено корректно.
Предложенная реплика соответствует заданной коммуникативной
ситуации. В построении предложения и словоупотреблении допущено
один-два недочета.
32

3

2

1

1.4

продвинутый
(5 баллов)

0
5

4

3

Предложенная реплика соответствует заданной коммуникативной
ситуации. В построении предложения и словоупотреблении допущены
ошибки.
ИЛИ
Предложенная
реплика
частично
соответствует
заданной
коммуникативной ситуации. В построении предложения и
словоупотреблении допущено один-два недочета.
Предложенная реплика соответствует заданной коммуникативной
ситуации. В построении предложения и словоупотреблении допущены
значительные ошибки, искажающие понимание.
Предложенная
реплика
частично
соответствует
заданной
коммуникативной ситуации. В построении предложения и
словоупотреблении допущены значительные ошибки, искажающие
понимание.
Ответ не дан. Дан неправильный ответ.
Картинки описаны правильно с точки зрения содержания.
Тестируемый использует полные предложения (5 предложений и
более). Не допущено ни одной грамматической /лексической/
фонетической ошибки.
Картинки описаны правильно с точки зрения содержания.
Тестируемый использует полные предложения (5 предложений и
более). Допущены 1-2 грамматические /лексические /фонетические
ошибки, не влияющие на понимание.
ИЛИ
Картинки описаны правильно с точки зрения содержания.
Тестируемый использует полные предложения (менее 4-х
предложений). Не допущено ни одной грамматической / лексической /
фонетической ошибки.
Картинки описаны правильно с точки зрения содержания.
33

2.1.1

элементарный
(2 балла)

2.1.2
2.2.1

базовый
(8 баллов)

2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.3

продвинутый

Тестируемый использует неполные предложения (4 предложения).
Допущено несколько грамматических / лексических / фонетических
ошибок.
ИЛИ
Картинки описаны правильно или с небольшими погрешностями с
точки зрения содержания. Тестируемый использует полные
предложения (3 предложения). Допущено несколько грамматических /
лексических / фонетических ошибок.
Картинки описаны неточно/ неправильно с точки зрения содержания.
2
Тестируемый использует неполные предложения. Допущены
множественные грамматические / лексические / фонетические
ошибки.
Картинки описаны одним подходящим предложением или набором
1
слов.
Картинки не описаны.
0
2. Субтест «АУДИРОВАНИЕ»
максимальный балл - 15
Правильный ответ
А
1
Неправильный ответ
0
Правильный ответ
А
1
Неправильный ответ
0
Правильный ответ
В
2
Неправильный ответ
0
Правильный ответ
В
2
Неправильный ответ
0
Правильный ответ
Б
2
Неправильный ответ
0
Правильный ответ
Б
2
Неправильный ответ
0
Праздник,
Все слова написаны без ошибок. Буквы написаны без искажений.
5
34

(5 баллов)

3.1.1

элементарный
(3 балла)

3.1.2
3.1.3
3.2.1

базовый
(4 балла)

3.2.2
3.3

4.1

продвинутый
(3 балла)

улицы, вниз,
флаг, Россия,
корабль,
отмечаем.

В словах допущено 1-2 ошибки. Буквы написаны без искажений.
В словах допущено 2-3 ошибки. Буквы написаны с искажениями, не
влияющими на понимание смысла.
В словах допущено 3-4 ошибки. Буквы написаны с искажениями, не
2
влияющими на понимание смысла.
В словах допущено 5 ошибок. Буквы написаны с искажениями,
1
влияющими на понимание смысла.
Слова не записаны. В словах допущено 6 и более ошибок. Облик
0
слова неузнаваем.
3. Субтест «ЧТЕНИЕ»
максимальный балл - 10
Правильный ответ
А
1
Неправильный ответ
0
Правильный ответ
В
1
Неправильный ответ
0
Правильный ответ
А
1
Неправильный ответ
0
Правильный ответ
Б
2
Неправильный ответ
0
Правильный ответ
В
2
Неправильный ответ
0
Выбраны все верные варианты ответа.
Б (1, 3, 5)
3
Допущена 1 ошибка (верный вариант ответа не выбран или неверный
2
вариант ответа отмечен как верный).
Допущены 2 ошибки (в 2 случаях верный вариант ответа не выбран
1
или неверный вариант ответа отмечен как верный).
Допущены 3 и более ошибок (в 3 и более случаях верный вариант
0
ответа не выбран или неверный вариант ответа отмечен как верный).
4. Субтест «ПИСЬМО»
максимальный балл - 15
Текст состоит из 5 и более предложений. Предложения связаны между
15
4
3

35

5.1.1

собой. Предложения построены правильно. Предложения содержат
ответы на все вопросы. Лексические единицы и грамматические
конструкции употреблены корректно.
Текст состоит из 5 и более предложений. Предложения связаны между
13
собой. Предложения построены правильно. Предложения содержат
ответы на все вопросы. Лексические единицы и грамматические
конструкции употреблены с незначительными искажениями (1-2
ошибки), не влияющими на понимание.
ИЛИ
Текст состоит из 4 и более предложений. Предложения связаны между
собой. Предложения построены правильно. Лексические единицы и
грамматические конструкции употреблены корректно.
Текст состоит из 4 и более предложений. Предложения связаны
10
между собой. Предложения построены с искажениями. Даны ответы
не на все вопросы. Лексические единицы и грамматические
конструкции содержат ошибки.
Текст состоит из 3 и более предложений. Предложения связаны
7
между собой.
Предложения построены с искажениями (1-2
предложения). Лексические единицы и грамматические конструкции
содержат ошибки.
Текст состоит из 2 и более предложений. Предложения связаны
5
между собой. Предложения построены с искажением. Лексические
единицы и грамматические конструкции содержат ошибки.
Задание не выполнено. Задание не содержит предложений.
0
Предложения не связаны между собой. Написано предложение, не
соответствующее заданию.
5. Субтест «ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА»
максимальный балл - 16
Правильный ответ
элементарный
А
1
(3 балла)
Неправильный ответ
0
36

5.1.2

Б

5.1.3

А

5.1.4

базовый
(7 баллов)

А

5.1.5

А

5.1.6

В

5.1.7

Б

5.1.8

А

5.1.9

А

5.1.10

А

5.2

продвинутый
(3 балла)

(в) сказках,
мыслей

1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
3
2

1

Правильный ответ
Неправильный ответ
Правильный ответ
Неправильный ответ
Правильный ответ
Неправильный ответ
Правильный ответ
Неправильный ответ
Правильный ответ
Неправильный ответ
Правильный ответ
Неправильный ответ
Правильный ответ
Неправильный ответ
Правильный ответ
Неправильный ответ
Правильный ответ
Неправильный ответ
Задание выполнено верно, выписаны все слова, соответствующие
условию задания. Слова выписаны без искажений.
Задание выполнено частично верно, выписаны все слова,
соответствующие условию задания. В выписанных словах допущена 1
ошибка.
Задание выполнено частично верно. Выписано только одно слово,
соответствующее условию задания.
ИЛИ
Задание выполнено частично верно. Выписаны все слова,
соответствующие условию задания, а также выписано одно лишнее

37

5.3

продвинутый
(3 балла)

дети любят

0
3
2

1

0
ИТОГО:

76 баллов

слово.
ИЛИ
Задание выполнено частично верно, выписаны все слова,
соответствующие условию задания. В выписанных словах допущена 2
ошибки.
Задание выполнено неверно.
Задание выполнено верно, выписаны все слова, соответствующие
условию задания. Слова выписаны без искажений.
Задание выполнено частично верно, выписаны все слова,
соответствующие условию задания. В выписанных словах допущена 1
ошибка.
Задание выполнено частично верно. Выписано только одно слово,
соответствующее условию задания.
ИЛИ
Задание выполнено частично верно. Выписаны все слова,
соответствующие условию задания, а также выписано одно лишнее
слово.
ИЛИ
Задание выполнено частично верно, выписаны все слова,
соответствующие условию задания. В выписанных словах допущена 2
ошибки.
Задание выполнено неверно.

элементарный уровень – до 25 баллов,
базовый уровень – от 26 до 54 баллов,
продвинутый уровень – выше 54 баллов.

38

Элементарный

Базовый

Говорение – до 5 включительно
Аудирование – до 5 включительно
Чтение – до 5 включительно
Письмо – до 5 включительно
Лексика. Грамматика – до 5
включительно
Общий балл – до 25 баллов

Говорение – от 6 до 14
Аудирование – от 6 до 12
Чтение – от 6 до 8
Письмо – от 6 до 10
Лексика. Грамматика – от 7 до 10

Говорение – выше 15
Аудирование – выше 13
Чтение – выше 9
Письмо – выше 11
Лексика. Грамматика – выше 11

Общий балл – от 26 до 54 баллов

Общий балл – выше 54 баллов

39

Продвинутый

Приложение 4
Протокол языковой диагностики обучающихся (образец)
Субтест /
№ задания

Баллы

ФИ тестируемого, страна, возраст
Оценка ответов

Говорение
1.1
1.2
1.3
1.4
Аудирование
2.1
2.2
2.3
Чтение
3.1
3.2
3.3
Письмо
4.1
Грамматика.
Лексика
5.1.1
5.1.2
5.1.3
5.1.4
5.1.6
5.1.7
5.1.8
5.1.9
5.1.10
5.2
5.3
5.4
Рекомендации

19
5
5
5
4
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…

Полный ответ
Полный ответ
Полный ответ
1 грамматическая ошибка
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
Продвинутый уровень владения русским языком

Авторы-составители:
Кудинова Гульнара Франгилевна
Зарипова Зульфия Ангамовна
Курбангалеева Гузель Мансуровна
Фомина Юлия Сергеевна
Долгополова Мария Владимировна
(ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»)
Методисты-эксперты:
Лебедева Мария Юрьевна
Веселовская Татьяна Сергеевна
Кудоярова Татьяна Викторовна
(ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им.А.С. Пушкина»)

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».