СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1. 2. 3. 4. 5. Пояснительная записка ………………………………………. Учебный план 1-4 классов по ФГОС НОО ………………… Учебный план 5-9 классов по ФГОС ООО………………… Учебный план 10-11 классов ……………………………….. Формы промежуточной аттестации………………………… 2 3-7 стр. 8–13 стр. 14-17 стр. 18-23 стр. 24-26 стр. Пояснительная записка к учебному плану муниципального образовательного бюджетного учреждения лицей №1 с.Большеустьикинское муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан на 2024 - 2025 учебный год. Обучение и воспитание проводится в интересах личности, общества, государства, обеспечивается охрана здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего раскрытия и развития личности обучающегося. Обучающемуся предоставляется возможность получения общего образования согласно федеральным государственным образовательным стандартам, создаются условия, способствующие жизненному самоопределению обучающегося во всём многообразии его проявлений в современной культурной практике. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоёмкость. Последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, дисциплин (модулей), практики и иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации. Учебный план МОБУ лицей № 1 с.Большеустьикинское муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан для 1-11 классов составлен с учетом требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО и действующего ФГОС СОО. Основой для формирования Учебного плана МОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское является следующая нормативно-правовая база: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Федеральный закон от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; 3. Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике Башкортостан» с дополнениями и изменениями); 4. Закон Республики Башкортостан от 15.02.1999 года № 216–З «О языках народов Республики Башкортостан (с изменениями и дополнениями); 5. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»; 6. Приказ Минобрнауки от 17 мая 2012 №413 «Об у4тверждении федерального гогсударственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегитрироан 0.06. 02 № 24480) 7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года № 1598 (с изменениями и дополнениями) (далее ФГОС ОВЗ); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 «Об утверждении фед6ерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100) 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; 10. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 11. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 12. Приказ Минпросвящения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 №732 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. №413» (Зарегистрирован 12.09.2022 №70034). 3 14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675) 15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №569 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 №69676) 16. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 653 об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.022 №69822) 17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223) 18. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228) 19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229) 20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения российской Федерации от 22 марта 2021г. №115; 21. Приказ министерства Просвещения РФ от 02.09.2020 г. №458 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 22. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; 23. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрирован 01.11.2022 № 70799) 24. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 27.12.2023 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования” (Зарегистрирован 02.02.2024 № 77121) 25. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного и среднего общего образования” (Зарегистрирован 29.02.2024 № 77380) 26. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования” (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330) 27. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 110 от 19.02.2024 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования” (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331) 4 28. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 119 от 21.02.2024 “О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников” (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603) 29. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830). 30. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 № 62 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования" (Зарегистрирован 29.02.2024 № 77380) 31. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766; 32. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (Зарегистрирован 29.01.2021 № 62296) 33. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". 34. Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03) 35. Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо Минобрнауки РБ от 21.02.2022 № 04-05/197) 36. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25. 05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»; 37. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» 38. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; 39. Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 12 июля 2022 года №0405/692 от 12 июля 2022 года; 40. Распоряжение Правительства РФ от 28.01. 2012 г. № 84-р об обязательном изучении комплексного учебного курса «Основы Религиозных культур и светской этики»; 41. Решение заседания Коллегии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 24.04.2023 г. об организации изучения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» («Родной язык и родная литература») при введении федеральных основных общеобразовательных программ и обновленных ФГОС общего образования. 42. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России»; 43. Конституция Республики Башкортостан; 44. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); 5 45. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. №УП730; 46. Устав муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №1 с. Большеустьикинское муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан. 47. Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 12 июля 2022 года №0405/692 от 12 июля 2022 года 48. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Учебный план является частью Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №1 с. Большеустьикинское муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан. Учебный план МОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское на 2024-2025 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПин 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов; 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов; 5-летний нормативный рок освоения образовательных программ основного общего образоания для V - IX классов. 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для Х-ХI классов. При формировании и утверждении учебного плана МОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское как локального акта, затрагивающего права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей). Определение учебного плана образовательной организации осуществляется на основании заявлений родителей (законных представителей) обучающихся о выборе языка обучения. Учебный план состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений (компонента образовательной организации). В учебном плане для I-XI классов в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО реализуются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые реализуют основную образовательную программу общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (компонент образовательной организации), обеспечивает реализацию интересов и индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; на внеурочную деятельность. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана МОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (компонента образовательной организации), в совокупности не превышает величину образовательной нагрузки, установленной СанПин СанПин2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21: в 5-х классах – 29 часов в неделю; 6-х классах – 30 часов в неделю; 7-х классах – 32 часа в неделю; 8–9-хклассах – 33 часов в неделю. Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь-май) – по 4 урока по 40 минут каждый. 6 Учебный план на 2024-2025 учебный год сохраняет в необходимом объеме обязательный минимум государственного образовательного стандарта, который обеспечивает преемственность общего образования и учебных предметов, предоставляет возможность обучающимся успешно продолжить образование на следующих ступенях обучения. Обучение производится по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. 7 Учебный план образовательной программы начального общего образования (I-IV классы). Срок освоения – 4 года. Учебный план МОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское, реализующего основную образовательную программу начального общего образования (далее – учебный план начального общего образования), соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение обновленного федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями). Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Учебный план начального общего образования направлен на формирование всесторонне развитой, физически здоровой, социально ориентированной личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни. Основная образовательная программа начального общего образования в 1 - 4 классах реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований санитарноэпидемиологических правил и нормативов. Учебный план состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана включает в себя 9 предметных областей. Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными областями «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание («окружающий мир»)», «Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство», «Технология», «Физическая культура», каждая из которых направлена на решение основных задач реализации содержания учебных предметов, входящих в их состав. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена предметами «Русский язык», «Литературное чтение». Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; — овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом; — овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; — развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность и решает следующие задачи: — формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и 8 слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; — достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; — осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; — первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; — овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); — овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями). Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включает в себя изучение предметов «Родной язык» (башкирский, татарский, русский) и «Государственный язык Республики Башкортостан»(башкирский). Предмет «Родной язык» представлен башкирским, татарским или русским языками согласно заявлениям родителей (законных представителей) обучающихся. Предмет «Литературное чтение на родном языке» представлен литературой на соответствующем языке. Учебные предметы «Родной язык» изучается в объеме 2 часов в 1-4 классах в неделю, «Государственный язык Республики Башкортостан» (башкирский)изучается в объеме 1 час в 1-4 классах в неделю. Изучение родного языка и литературного чтения на родном языке направлено на совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка; расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края. Содержание программы по предмету «Литературное чтение народном языке» направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном (русском) языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику. В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации; на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную 9 связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников. Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом «Иностранный язык», в рамках которого изучается английский язык со 2 по 4 класс в объеме 2 часа в неделю. Влияние параллельного изучения родного языка и языка других стран и народов позволяет заложить основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, помочь лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность и проявлять интерес к языкам и культурам других народов, осознать наличие и значение общечеловеческих и базовых национальных ценностей. Вклад предмета «Иностранный (английский) язык» в реализацию воспитательных целей обеспечивает: — понимание необходимости овладения иностранным языком как средством общения в условиях взаимодействия разных стран и народов; — формирование предпосылок социокультурной/межкультурной компетенции, позволяющей приобщаться к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка, готовности представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения, соблюдая речевой этикет и адекватно используя имеющиеся речевые и неречевые средства общения; — воспитание уважительного отношения к иной культуре посредством знакомств с детским пластом культуры стран изучаемого языка и более глубокого осознания особенностей культуры своего народа; — воспитание эмоционального и познавательного интереса к художественной культуре других народов; — формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Иностранный язык». При проведении занятий по иностранному языку (2-4 классы) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 обучающихся и более. Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика». Предмет изучается в 1-4 классах и в объёме 4 часов в неделю. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: - Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. - Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений и смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). - Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). - Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена предметом «Окружающий мир» в объёме 2 часов в неделю в 1-4 классах. - Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; 10 - развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся. - развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в 4 классе (1 час в неделю) и включает изучение основ светской этики. Учебный предмет ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Комплексный курс является светским. Выбор модуля, изучаемого в рамках предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка» в объёме по 0,5 ч. в неделю в 1- 4 классах (урочно) +0,5 (внеурочно). Цель предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Учебный предмет направлен на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Основная цель реализации программы по предмету «Музыка» — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология» в объёме 1 часа в неделю в 1- 4 классах. Учебный предмет «Технология» формирует у обучающихся социально ценные качества, креативность и общую культуру личности. Новые социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета в данный процесс, а уроки технологии обладают большими специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования. В частности, курс технологии обладает возможностями в укреплении фундамента для развития умственной деятельности обучающихся начальных классов. Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура» в объёме 2 часа в неделю в 1-4 классах (урочно)+1 час (внеурочно). Занятия по «Физической культуре» направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; обеспечивают формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Два часа физической культуры изучаются в рамках учебного плана, один час - за счет часов внеурочной деятельности и направлен на развитие у обучающихся навыков здорового образа 11 жизни, знаний игр народов России и формирование двигательной активности. Уроки физической культуре в начальной школе направлены на укрепление и сохранение здоровья школьников, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладноориентированной направленности и формирование у обучающихся основ здорового образа жизни. Для 1-4 классов предусмотрена 5-дневная учебная неделя. Продолжительность учебного года на первом уровне общего образования составляет 34 недели, в первом классе - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Продолжительность урока составляет: — в 1 классе — 35 мин (сентябрь — декабрь), 40 мин (январь — май); — во 2—4 классах — 40 мин. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет80%от общего объема, а часть, формируемая участниками образовательных отношений – 20%. Для достижения целей Основной образовательной программы МОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское используется возможности учебного плана, внеурочной деятельности, внеклассной работы (организация классных часов, внеклассных мероприятий, экскурсий и т.д.). Обучение по всем учебным предметам на уровне начального общего образования будет проходить в соответствии с Федеральной рабочей программой НОО. Учебный план начального общего образования на 2024 – 2025 учебный год по обновленным ФГОС (пятидневная учебная неделя с изучением родного языка, недельная и годовая нагрузка) Предметные области Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Учебные предметы I II III IV Всего в неделю Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 3 3 3 3 12 3 2 2 2 Всего в год 675 405 Родной язык литературное чтение на Родной язык и (или) родном языке государственный язык республики Российской Федерации 3 Литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание («окружающий мир») Иностранный язык 3 - 11 371 2 6 204 Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 12 540 270 Основы религиозной культуры и светской этики Основы религиозной культуры и светской этики Музыка Искусство Изобразительное искусство - - - 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 0,5 34 67,5 67,5 2 Технология Труд (Технология) 1 1 1 1 4 135 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 270 21 23 23 23 90 3039 Итого, обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по выбору обучающихся,родителей(законныхпредставителей)несоверше ннолетнихобучающихся с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, в т.ч. дополнительные часы на изучение обязательных учебных предметов, и обязательных учебных предметов на изучение которых проводится при наличии возможностей Организации: родной язык, литературное чтение на родном языке и др. 0 0 0 0 0 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 23 90 3039 Количество учебных недель 33 34 34 34 135 135 Учебная нагрузка, предусмотренная Гигиеническими нормативами и санитарно-эпидемиологическими требованиями при 5-дневной учебной неделе, не более 21 23 23 23 90 3039 Внеурочная деятельность I II Формы внеурочной деятельности III IV Всего в неделю Всего в год Курсы деятельности деятельности внеурочной по видам Музыка кружок 0,5 0,5 0,5 0,5 2 67,5 ИЗО кружок 0,5 0,5 0,5 0,5 2 67,5 135 Всего часов I-IVклассы 13 1320 Учебный план образовательной программы основного общего образования (V- IX классы). Срок освоения – 5 лет. Учебный план МОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское, реализующего основную образовательную программу основного общего образования (далее – учебный план основного общего образования), соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223), приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287 (ФГОС ООО), Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 № 62, приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830) "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования"(Зарегистрирован 29.02.2024 № 77380) методическими рекомендациями по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо Минобрнауки РБ от 21.02.2022 № 04-05/197). Учебный план состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые реализуют образовательную программу основного общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана включает в себя 9 предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. Учебные часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, используются с учетом мнения коллегиальных органов - Совета лицея, Педагогического совета МОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское и заявлений родителей (законных представителей) обучающихся. Учебный план основного общего образования предусматривает 5-летний срок освоения образовательных программ. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 в основной школе определена пятидневная учебная неделя при 40-минутной продолжительности уроков не менее 34 учебных недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Обновленный ФГОС ООО (5-8 классы) вводится в образовательный процесс с целью повышения эффективности управления школой, совершенствования механизмов обновления и внедрения инноваций в педагогическую деятельность. Учебный план составлен с целью реализации системнодеятельностного подхода, дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения обучающихся и сохранения их здоровья. Учебный план направлен на решение следующих задач: обеспечение базового образования для каждого обучающегося; обновление содержания образования; 14 формирование общей культуры личности; удовлетворение социальных запросов; - адаптация личности к жизни в обществе. Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными областями: «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранные языки», «Математика и информатика», «Общественно-научные предметы», «Естественно - научные предметы», «Искусство», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Труд (Технология)», «Основы безопасности и защиты Родины», «Физическая культура». Образовательные компоненты раскрывают структуру содержания этих областей. В образовательной области «Русский язык и литература» изучаются предметы «Русский язык», «Литература». Часы, отведённые на преподавание в области « Русский язык и литература» распределены следующим образом: «Русский язык», «Литература». Учебный предмет «Русский язык» изучается в 5 классах - (5часов в неделю), в 6 классах (5 часов), в 7 классах (4 часа), в 8 классах (3 часа в неделю), в 9 классах (3 часа в неделю). Учебный предмет «Литература» изучается в 5-6 классах (3 часа в неделю), в 7-8 классах (2часа в неделю), в 9 классах – 3 часа. Часы, отведённые на преподавание в области «Родной язык и родная литература» распределены следующим образом: «Родной язык», «Родная литература». Учебный предмет «Родной язык» изучается в 5-9 классах в качестве родного башкирского, как государственного языка Республики Башкортостан, родного русского, родного татарского языков (в 5-8 классах – 2 часа в неделю). Учебный предмет «Родная литература» изучается в 5 - 7 классах 1 час в неделю Учебные предметы Родной язык» и «Родная литература» в инженерном классе изучаются 2,5 часа в неделю, в 9 классе 1 час в неделю. Часы, отведённые на преподавание в области «Иностранные языки» распределены следующим образом: «Иностранный язык (английский язык)». Учебный предмет «Английский язык» изучается в 5-9 классах (3 часа в неделю). Он формирует коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение; способствует мотивации к дальнейшему овладению английским языком. Часы, отведённые на преподавание В области «Математика и информатика» распределены следующим образом: «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика», «Информатика». Учебный предмет «Математика» изучается в 5-6 классах по 5 часов неделю. Учебные предметы «Алгебра» и «Геометрия» изучается в 7-9 классах. «Алгебра» изучается в количестве 3 часов в неделю. Учебный предмет «Геометрия» в количестве 2 часов в неделю. Учебный предмет «Вероятность и статистика» изучается в 7-9 классах в количестве 1 часа в неделю. Учебный предмет «Информатика» изучается в 7-9 классах по 1часу в неделю, в 8 инженерном классе 2 часа в неделю. Часы, отведённые на преподавание в области «Общественно-научные предметы» распределены следующим образом: «История», «Обществознание», «География». Учебный предмет «История» изучается в 5 - 9 классах изучается 2 часа в неделю. «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс 1 час в неделю. Учебный предмет «География» в 5-6 классах изучается 1час в неделю, в 7-9 классах по 2 часа в неделю. Часы, отведённые на преподавание в области «Естественно-научные предметы», распределены на: «Физику», «Химию», «Биологию». Учебный предмет «Физика» изучается в 7-8-х классах по 2 часа в неделю, в 8 инженерном классе – 3 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю. Учебный предмет «Химия» изучается в 8-9-х классах по 2 часа в неделю. Учебный предмет «Биология» в 5-7 классах 1 час в неделю, в 8-9 классах по 2 часа в неделю. В предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» занятия по учебному предмету, «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5-х и 6-х классах по 1 часу в неделю. Часы, отведённые на преподавание в области «Искусство» распределены на: «Изобразительное искусство», «Музыку». Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается в 5-7 классах по 0,5 часа в неделю. Учебные предмет «Музыка» изучается в 5-8 классах по 0,5 часа в неделю. В предметной области «Труд (технология)» учебный предмет «Труд (Технология)» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательной организации и потребностей региона изучается в 5-7 классах по 2 часа в неделю, в 8-9-х классах по 1 часу в неделю. 15 В предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» вводится для изучения на уровне основного общего образовании. На его освоение отведено по 1часу в неделю в 8, 9-х классах. В предметной области «Физическая культура» занятия по предмету «Физическая культура» проводятся в 5-9 классах по 2 часа в неделю. Проводится деление класса на подгруппы при количестве обучающихся 20 человек при проведении учебных занятий по предметам: - «Английский язык» (5-9 классы); - «Технология» (5-8 классы); - «Информатика» (7-9классы); - «Родной язык и родная литература» (5-9 классы). В соответствии с требованиями ФГОС ООО обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70% от общего объема, а часть, формируемая участниками образовательных отношений – 30%. Для достижения целей Основной образовательной программы МОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское используется возможности учебного плана (элективные курсы), внеурочной деятельности, внеклассной работы (организация классных часов, внеклассных мероприятий, экскурсий и т.д.). Учебный план основного общего образования на 2024 – 2025 учебный год с изучением родного языка по обновленным ФГОС ООО (пятидневная учебная неделя) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю VIII V Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы Основы духовнонравственной культуры народов VI VII Обязательная часть 5 5 4 3 3 2 Русский язык Литература Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Родная литература Иностранный язык Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История Обществознание География Физика Химия Биология Основы духовнонравственной культуры народов абгд 3 2 8в IХ Всего 3 2 3 3 20 13 1 1 13.5 15 10 9 6 3 (инженерный) 2 2 2 2,5 1 3 5 1 3 5 1 3 3 3 3 3 2 1 3 2 1 3 2 3 2 1 1 2 1 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 3 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 16 1 1 1 2 1 2 3 2 2 3 8 4 8 7 4 7 2 России России Искусство Изобразительное искусство Музыка 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0 3 0 3,5 Труд (технология) Труд (технология) 2 2 2 1 1 1 7,5 Основы Основы безопасности 1 1 1 2 безопасности и и защита Родины защита Родины Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 2 2 10 Итого, обязательная часть 29 30 32 33 33 33 157 Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 5-дневной учебной неделе 34 34 34 34 34 34 (34) Учебные недели Максимальный объём учебной нагрузки 29 (986) 30 32 (1020) (1088) 33 (1122) 33 (1122) 33 (112 2) 157 (5338) IХ Всего Внеурочная деятельность Курсы внеурочной деятельности по основным направлениям деятельности «Фольклорный ансамбль» (Музыка) «Акварель» (Изобразительное искусство) Технология VIII Формы внеурочной деятельности V кружок 0,5 0,5 0,5 0,5 0 0 2 кружок 0,5 0,5 0,5 0 0 0 1,5 1 1 1 0,5 0 0 4 (136) до 1750 Итого VI VII абвд 8г (инженерный) кружок Всего 17 Пояснительная записка к учебному плану для 10 – 11 классов. Учебный план образовательной программы среднего общего образования (X-XI классы). Срок освоения – 2 года. Среднее общее образование – завершающий уровень общего образования, призванный обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Особенности учебного плана Учебный план разработан в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ФОП СОО, СанПин 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21. Количество часов по предметам рассчитано на уровень образования с учетом максимальной общей нагрузки при пятидневной учебной неделе и 68 учебных недель за два учебных года. В 10-11 классах определена пятидневная учебная неделя при 40-минутной продолжительности уроков не более 34 учебных недель в 10-11-х классах. Продолжительность перемен: перемены по 10 минут и две большие перемены по15 минут. Начало занятий - 8 часов 30 минут. В учебном плане ФГОС СОО для 10-11- классов приводится количество часов: годовое по всем предметам, примерное недельное по всем предметам. В соответствии с требованиями ФГОС на третьем уровне обучения совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов должна определять дальнейший выбор обучающимися специализированной подготовки, а именно: углублённое изучение отдельных предметов. Поэтому перед школой стоит задача создания «системы специализированной подготовки» (углублённого изучения отдельных предметов), ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Учебный план для 10-11 классов составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО). Принципы построения учебного плана для 10 класса основаны на идее двух уровнего (базового и углублённого) освоения предметного содержания отдельных предметных областей. Исходя из этого, учебные предметы представлены в учебном плане на базовом и углублённом уровнях, что позволяет, с одной стороны, ограничиться базовым уровнем изучения, с другой стороны, предусматривается изучение ряда предметов на углубленном уровне. В учебном плане учебный предмет «Математика» (предметная область «Математика и информатика») представлен в виде трех учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Учебный план предусматривает 2-летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования. На основе предварительного изучения запросов будущих десятиклассников в 2024-2025 учебном году открываются два 10 класса: 10А класс- универсальный и 10Б класс – инженерный. 10 А универсальный. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана универсального профиля при пятидневной учебной неделе. Часть, формируемая участниками образовательных отношений – 6 часов, распределены следующим образом: на изучение алгебры – 2 часа, по 1 часу на изучение информатики, физики, химии, биологии. 10 Б класс технологического (информационно-технологического) профиля (с углубленным изучением математики и информатики) . В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана технологического (информационно-технологического) профиля при пятидневной учебной неделе. 1 час части, 18 формируемой участниками образовательных отношений, выделен на изучение родного языка и родной литературы. С целью формирования навыков самостоятельной работы введен курс по выбору – Индивидуальный проект (1 ч. в неделю). Итоговый индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Итоговый индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя-руководителя проекта по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Как правило, индивидуальный итоговый проект связан с профилем обучения. Результаты выполнения индивидуального итогового проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способностью инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, в том числе вне учебных, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов, использования правильной терминологии, аналитической и оценочной деятельности. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет как в рамках учебного времени при изучении того или иного предмета, так и в рамках внеучебной деятельности и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного в рамках промежуточной аттестации или другого образовательного события в лицее или за его пределами. Учебный план обеспечивает достижение следующих целей: 1) Предоставить каждому учащемуся возможность получить полное базовое среднее образование. 2) Развить способности и творческий потенциал каждого ученика за счет базового (федерального и регионального) компонентов и профильного обучения, за счет компонента образовательной организации. 3) Обеспечить до вузовскую подготовку. 4) Родители (законные представители) учащихся ознакомлены с содержанием учебного плана на заседании Совета лицея, родительских собраний. Промежуточная аттестация обучающихся 10 классов проводится в конце учебного года. Проведение промежуточной аттестации обучающихся регламентируется локальным актом и годовым календарным графиком. Построение учебного плана МОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское для 11 классов на 2024 2025 учебный год основано на идее двухуровневого (базового и углублённого) освоения предметного содержания отдельных предметных областей. Исходя из этого, учебные предметы представлены в учебном плане на базовом и углублённом уровнях, что позволяет, с одной стороны, ограничиться базовым уровнем изучения, с другой стороны, предусматривается изучение ряда предметов на углубленном уровне. 11А класс - социально-экономический профиль. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана социальноэкономического профиля с изучением родных языков при пятидневной учебной неделе. 11Б класс – информационно-технологический профиль. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана информационнотехнологического профиля с изучением родных языков при пятидневной учебной неделе. 19 Годовой учебный план для 10А класса (универсальный) (ФГОС СОО) на 2024 – 2025, 2025-2026 учебные годы (пятидневная учебная неделя) Количество часов Уровень 10-й класс (34 учебные недели) 11-й класс (34 учебные недели) Русский язык Б 2 2 Литература Б 3 3 Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Б 1 1 Родная литература Б Иностранный язык (английский) Б 3 3 Математика: алгебра и начала математического анализа У 4 5 Предметная область Учебный предмет Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика геометрия Б 2 2 вероятность и статистика Б 1 1 Информатика Б 2 2 История Б 2 2 Обществознание Б 2 2 География Б 1 1 Физика У 3 3 Химия Б 2 2 Биология Б 2 2 Физическая культура Б 2 2 Основы безопасности и защиты Родины Б 1 1 Индивидуальный проект 1 — Итого: 34 34 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 0 0 ЭК 0 0 34 34 Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Итого в неделю Всего за два года обучения 20 2312 Недельный учебный план для 10б класса технологического (информационно-технологического) профиля ( с углубленным изучением математики и информатики) с изучением родных языков (ФГОС СОО) 2023-2024, 2024-2025 учебные годы (пятидневная учебная неделя) Количество часов Предметная область Уровень 10-й класс (34 учебные недели) 11-й класс (34 учебные недели) Русский язык Б 2 2 Литература Б 3 3 Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Б 1 2 Родная литература Б Иностранный язык (английский) Б 3 3 Математика: алгебра и начала математического анализа У 4 4 Учебный предмет Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика геометрия У 3 3 вероятность и статистика Б 1 1 Информатика У 4 4 История Б 2 2 Обществознание Б 2 2 География Б 1 1 Физика Б 2 2 Химия Б 1 1 Биология Б 1 1 Основы безопасности и защиты Родины Б 1 1 Физическая культура Б 2 2 Индивидуальный проект 1 – Итого: 34 34 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 0 0 ЭК 0 0 34 34 Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Итого в неделю Всего за два года обучения 21 2312 Недельный учебный план для 11А класса (социально-экономический профиль) (ФГОС СОО) на 2023-2024, 2024-2025 учебные годы (пятидневная учебная неделя) Количество часов Уровень 10-й класс (34 учебные недели) 11-й класс (34 учебные недели) Русский язык Б 2 2 Литература Б 3 3 Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Б 1 Родная литература Б 1 Иностранный язык (английский) Б Математика: алгебра и начала математического анализа Б Предметная область Учебный предмет Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности 3 3 2 3 Б 2 1 Б 1 1 Информатика У 4 4 История Б 2 2 Обществознание У 4 4 География Б 1 1 Физика Б 2 2 Химия Б 1 1 Биология Б 1 1 Физическая культура Б 2 2 Основы безопасности и защиты Родины Б 1 1 Индивидуальный проект 2 — Итого: 33 33 1 1 (ЭК по математике) 1 1 Итого в неделю 34 34 геометрия вероятность и статистика Часть, формируемая участниками образов-ных отношений Всего за два года обучения 22 Недельный учебный план для 11Б класса информационно-технологического профиля (ФГОС СОО) на 2023-2024, 2024 – 2025 учебные годы (пятидневная учебная неделя) Количество часов Предметная область Уровень 10-й класс (34 учебные недели) 11-й класс (34 учебные недели) Русский язык Б 2 2 Литература Б 3 3 Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Б Родная литература Б Учебный предмет Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Иностранный язык (английский) 1 1 1 Б 3 3 У 4 4 Математика: алгебра и начала математического анализа геометрия У 3 3 вероятность и статистика Б 1 1 Информатика У 4 4 История Б 2 2 Обществознание Б 2 2 География Б 1 1 Физика Б 2 2 Химия Б 1 1 Биология Б 1 1 Основы безопасности и защиты Родины Б 1 1 Физическая культура Б 2 2 Индивидуальный проект 1 – Итого: 34 34 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 0 0 ЭК – 0 34 34 Математика и информатика Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Итого в неделю Всего за два года обучения 23 2312 Формы промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная аттестация в образовательной организации подразделяется на: годовую аттестацию (оценка качества усвоения обучающимися всего объема содержания учебного предмета за учебный год); четвертную и полугодовую аттестацию (оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части темы конкретного учебного предмета по итогам учебного года (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации); текущую аттестацию (оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части конкретного учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатам проверки. Текущая аттестация обеспечивает оперативное управление и коррекцию учебной деятельности обучающегося. Промежуточная аттестация обеспечивает контроль эффективности учебной деятельности образовательного процесса в целом. При промежуточной аттестации обучающихся применяются следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки. Годовая промежуточная аттестация для 2-4 классов проводится в форме итоговых контрольных работ по математике, диктанта по русскому языку, сдачей нормативов по физической культуре и тестовых заданий по остальным учебным предметам с 28.04.2024 г. по 22.05.2024 г. без прекращения образовательного процесса. Промежуточная аттестация обучающихся 5-9 классов за полугодие проводится в форме итоговых контрольных по учебным предметам с 15.12.2024 г. по 25.12.2024 г. без прекращения образовательного процесса. Годовая промежуточная аттестация обучающихся 5-8, 10 классов также проводится с 10.05.2025 г. по 22.05.2025 г. без прекращения образовательного процесса. Учебные предметы Формы промежуточной аттестации 5-8 класс 10 класс Русский язык диктант, сочинение, тестовая работа, диктант, итоговое тестирование, изложение, итоговое контрольные срезы тестирование, контрольные (письменная и устная срезы (письменная и устная форма) форма) Родной язык диктант, сочинение, тестовая работа, диктант, итоговое тестирование, изложение , итоговое контрольные срезы тестирование, контрольные (письменная и устная срезы (письменная и устная форма) форма) Литература сочинение, итоговое сочинение, итоговое тестирование, контрольные тестирование, контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Родная литература защита проектов Иностранный язык (английский язык) контрольная работа, контрольная работа, итоговое итоговое тестирование, тестирование, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) защита проектов 24 Математика итоговое тестирование, контрольные срезы (письменная и устная форма) Алгебра итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Геометрия итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Информатика тест, устный ответ тестовая работа, контрольные срезы (письменная и устная форма) Всеобщая история. итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные История России контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Обществознание итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) География итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Физика итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Химия итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Биология итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные контрольные срезы (письменная и устная срезы(письменная и устная форма) форма) Музыка творческий проект - Изобразительное искусство творческий проект - Технология творческий проект творческий проект Основы безопасности зачет жизнедеятельности зачет Физическая культура сдача нормативов сдача нормативов 25 Основы духовно- защита проекта нравственной культуры народов России - Проведение промежуточной аттестации обучающихся регулируется «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и графиком оценочных процедур, при разработке которого следует придерживаться рекомендаций Минпросвещения России и Рособрнадзора по основным подходам к формированию. Итоговая аттестация выпускников 9 класса проводится в соответствии со сроками, установленным Министерством образования РБ, РФ и в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. 26