Учебный план ФМОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское, СОШ c. Дуван-Мечетлино на 2025_2026

Пояснительная записка к учебному плану
филиала муниципального образовательного бюджетного учреждения
лицей №1 с. Большеустьикинское СОШ им. Х.Я.Фаткуллина с. Дуван-Мечетлино
муниципального района
Мечетлинский район Республики Башкортостан
на 2025-2026 учебный год
Обучение и воспитание проводится в интересах личности, общества, государства,
обеспечивается охрана здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего раскрытия
и развития личности обучающегося. Обучающемуся предоставляется возможность получения общего
образования согласно федеральным государственным образовательным стандартам, создаются
условия, способствующие жизненному самоопределению обучающегося во всём многообразии его
проявлений в современной культурной практике.
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоёмкость. Последовательность
и распределение по периодам обучения учебных предметов, дисциплин (модулей), практики и иных
видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации.
Учебный план ФМОБУ лицей № 1 с. Большеустьикинское СОШ имени Х.Я.Фаткуллина с.
Дуван-Мечетлино муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан для 1-11
классов составлен с учетом требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО. Основой для
формирования Учебного плана ФМОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское
СОШ имени
Х.Я.Фаткуллина с. Дуван-Мечетлино является следующая нормативно-правовая база:
1.
Конституция Российской Федерации;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
3.
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации»;
4.
Федеральный закон от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
5.
Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике
Башкортостан» с дополнениями и изменениями);
6.
Закон Республики Башкортостан от 15.02.1999 года № 216–З«О языках народов Республики
Башкортостан (с изменениями и дополнениями);
7.
Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в Республике
Башкортостан»;
8.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утверждённый приказом Министерства образования
и науки РФ от 19.12.2014 года № 1598 (с изменениями и дополнениями) (далее ФГОС ОВЗ);
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100);
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 “О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675);
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 569 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения РФ
(Зарегистрирован 17.08.2022 м№69676);
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
(Зарегистрирован 22.12.2022 № 71762);
13. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован
07. 06. 2012 г. N 24480);

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.
26.
27.

28.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 “О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413” (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 “Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования”
(Зарегистрирован 12.07.2023);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 “Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования”
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего
образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 №64101);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
(Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства
просвещения российской Федерации от 22 марта 2021г. №115;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 07 октября 2022 г. № 888 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. №115»;
Приказ министерства Просвещения РФ от 02.09.2020 г. №458 «Об утверждении Порядка
приёма на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 о порядке организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации,
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установление предельного срока использования исключенных
учебников»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. №992 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. №993 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения ,отдыха и оздоровления детей и молодежи »;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
30. Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо
Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03)
31. Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо
Минобрнауки РБ от 21.02.2022 № 04-05/197)
32. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25. 05.2015 г. № 08-761 «Об изучении
предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»;
33. Решение заседания Коллегии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от
24.04.2023г. об организации изучения предметной области «Родной язык и литературное чтение
на родном языке»(«Родной язык и родная литература»)при введении обновленных ФГОС;
34. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»
35. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
36. Распоряжение Правительства РФ от 28.01. 2012 г. № 84-р об обязательном изучении
комплексного учебного курса «Основы Религиозных культур и светской этики»;
37. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении
предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России»;
38. Конституция Республики Башкортостан;
39. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от
04.09.2014 г. № 1726-р);
40. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г.
№УП-730;
41. Устав муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №1 с.
Большеустьикинское муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан;
42. Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 12 июля 2022 года
№04-05/692 от 12 июля 2022 года;
43. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию".
44. Приказ Минпросвящения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
45. Приказ Минпросвящения России от 24.11.2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
46. Приказ Минпросвящения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
47. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024 “О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных образовательных программ основного и среднего общего образования”
(Зарегистрирован 29.02.2024 № 77380);
48. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 “О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования”
(Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330);
49. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 110 от 19.02.2024 “О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
29.

Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования” (Зарегистрирован 22.02.2024 №
77331);
50. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 27.12.2023 “О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования”
(Зарегистрирован 02.02.2024 № 77121);
51. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 119 от 21.02.2024 “О внесении
изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской
Федерации от 21 сентября 2022 г. N 858 “Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников”
(Зарегистрирован 22.03.2024 №
77603);
52. Приказ № 51 от 13.08.2025 «Об утверждении плана работы, календарного плана графика школы,
рабочих программ по предметам, учебного плана, перечня учебников, учебных пособий на 20252026 учебного год».
53. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО»
(Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822).
54. Приказ Минпросвещения России от 09 октября 2024г. №704 "О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования".
55. Приказ
Минпросвещения
России
от
04.03.2025
N
171
"О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2025 N 81553)
56. Приказ
Минпросвещения
России
от
04.03.2025
N
170
"Об утверждении Порядка проведения в государственной или муниципальной
общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка, достаточное для
освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования,
иностранных
граждан
и
лиц
без
гражданства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2025 N 81552)
57. Приказ от 5 марта 2025 г. N 510 об определении минимального количества баллов,
подтверждающего успешное прохождение иностранными гражданами и лицами без гражданства
тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования
58. Приказ Минпросвещения России от 05.11.2024 N 769 "Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в
комплекте с ними учебных пособий" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2024 N 80527)
59. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего образования,
среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.02.2025 №81220)
60. Приказ Минпросвещения России от 26.06.2025 № 495 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего образования, основного общего

образования, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и
разработанных в комплекте с ними учебных пособий» (Зарегистрировано в Минюсте России
28.07.2025 № 83082)
Учебный план является частью Основной образовательной программы филиала
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №1 с. Большеустьикинское
СОШ имени Х.Я.Фаткуллина с. Дуван-Мечетлино муниципального района Мечетлинский район
Республики Башкортостан.
Учебный план ФМОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское СОШ имени Х.Я.Фаткуллина с.
Дуван-Мечетлино на 2025-2026 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к
режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4. 3648-20, и
предусматривает:
5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего
образования для V-IX классов;
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего
образования для I-IV классов.
При формировании и утверждении учебного плана ФМОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское
СОШ имени Х.Я.Фаткуллина с. Дуван-Мечетлино как локального акта, затрагивающего права
обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение педагогических
работников, обучающихся и их родителей (законных представителей). Определение учебного плана
образовательной организации осуществляется на основании заявлений родителей (законных
представителей) обучающихся о выборе языка обучения. Учебный план состоит из двух частей:
обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений (компонента
образовательной организации). В учебном плане для I-IX классов в соответствии с ФГОС НОО,
ФГОС ООО реализуются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые реализуют основную образовательную программу общего
образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (компонент
образовательной организации), обеспечивает реализацию интересов и индивидуальных потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся,
используется: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные; на внеурочную деятельность.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана ФМОБУ лицей №1
с. Большеустьикинское СОШ имени Х.Я.Фаткуллина с. Дуван-Мечетлино, состоящего из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (компонента
образовательной организации), в совокупности не превышает величину образовательной нагрузки,
установленной СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4. 3648-20:
 в 5-хклассах– 29 часов в неделю;
 6-хклассах– 30 часов в неделю;
 7-хклассах– 32 часа в неделю;
 8–9-хклассах– 33 часа в неделю;
Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в
первом полугодии (в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре –
по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь-май) – по 4 урока по 35 минут
каждый.
Учебный план на 2025-2026 учебный год сохраняет в необходимом объеме обязательный
минимум государственного образовательного стандарта, который обеспечивает преемственность
общего образования и учебных предметов, предоставляет возможность обучающимся успешно
продолжить образование на следующих ступенях обучения. Обучение производится по программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Учебный план образовательной программы начального общего образования
(I-IV классы).
Срок освоения – 4 года.
Учебный план ФМОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское СОШ имени Х.Я.Фаткуллина с.
Дуван-Мечетлино, реализующего основную образовательную программу начального общего
образования (далее – учебный план начального общего образования), соответствует действующему
законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение
обновленного федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями).
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счет введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Учебный план
начального общего образования направлен на формирование всесторонне развитой, физически
здоровой, социально ориентированной личности, способной адаптироваться к условиям современной
жизни.
Основная образовательная программа начального общего образования в 1 - 4 классах
реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана включает в себя 9 предметных областей.
Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными областями
«Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение на родном языке»,
«Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание
(окружающий мир)», «Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство», «Технология»,
«Физическая культура», каждая из которых направлена на решение основных задач реализации
содержания учебных предметов, входящих в их состав.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена предметами «Русский
язык», «Литературное чтение». Изучение русского языка в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков
и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной
речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений
о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением,
письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике,
графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках
и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного
русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления
литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,
творческая деятельность и решает следующие задачи:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению
и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки,
загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ;
автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция;
сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включает в себя
изучение предметов «Родной язык» (башкирский, русский).
Предмет «Родной язык» представлен башкирским языком согласно заявлениям родителей
(законных представителей) обучающихся. Предмет «Литературное чтение на родном языке»
представлен литературой на соответствующем языке, изучается в объеме 1,5 часов 1-2 классах в
неделю, в 3 классе 1,5 часа в неделю, в 4 классе 1,5 часа в неделю. Учебные предметы «Родной язык»
изучается в объеме 1,5 часов в 1-4 классах в неделю,
Изучение родного языка и литературного чтения на родном языке направлено на
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в
пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития
языка; расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое
мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую
речевую деятельность.
В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура
речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и
обычаям родного края.
Содержание программы по предмету «Литературное чтение народном языке» направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное
чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение»,
при этом цели курса литературного чтения на родном (русском) языке в рамках предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику. В соответствии с
требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по
учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование
понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской
Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных,
нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и художественной литературы
родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта
Российской Федерации; на формирование понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания
потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной

самоидентификации. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена
мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для
национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи
подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь
прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших
школьников.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом «Иностранный язык», в
рамках которого изучается английский язык со 2 по 4 класс в объеме 2 часа в неделю.
Влияние параллельного изучения родного языка и языка других стран и народов позволяет заложить
основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ,
свой край, свою страну, помочь лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность
и проявлять интерес к языкам и культурам других народов, осознать наличие и значение
общечеловеческих и базовых национальных ценностей. Вклад предмета «Иностранный (английский)
язык» в реализацию воспитательных целей обеспечивает:
— понимание необходимости овладения иностранным языком как средством общения в условиях
взаимодействия разных стран и народов;
— формирование предпосылок социокультурной/межкультурной компетенции, позволяющей
приобщаться к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка, готовности
представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения, соблюдая речевой
этикет и адекватно используя имеющиеся речевые и неречевые средства общения;
— воспитание уважительного отношения к иной культуре посредством знакомств с детским
пластом культуры стран изучаемого языка и более глубокого осознания особенностей культуры
своего народа;
— воспитание эмоционального и познавательного интереса к художественной культуре других
народов;
— формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к
предмету «Иностранный язык».
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом
«Математика». Предмет изучается в 1-4 классах и в объёме 4 часов в неделю.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных,
развивающих целей, а также целей воспитания:
- Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их
измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с
алгоритмами выполнения арифметических действий.
- Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая
характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач, построенных на понимании и применении математических отношений и смысла
арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
- Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к
интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение
строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные)
утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
- Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному
труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного
мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и
понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни .
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена предметом
«Окружающий мир» объёме 2 часов в неделю в 1-4 классах.
- Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного
взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-

научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании
данного учебного предмета;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной
практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты,
трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой,
изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного
опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
- развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни,
приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры
общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный
процесс в 4 классе (1 час в неделю) и включает изучение основ светской этики.
Выбор модуля, изучаемого в рамках предмет ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными
представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и
письменными заявлениями родителей.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное
искусство» и «Музыка» в объёме по 0,5 ч. в неделю в 1- 4 классах, 0,5 часов во внеурочной
деятельности.
Цель предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной
культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к
явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений,
навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Учебный предмет направлен на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной
эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание
роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Основная цель реализации программы по предмету «Музыка» — воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального
обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовнонравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт
сотворчества и сопереживания).
Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология» в объёме 0,5 часа в
неделю в 1- 4 классах.
Учебный предмет «Технология» формирует у обучающихся социально ценные качества,
креативность и общую культуру личности. Новые социально-экономические условия требуют
включения каждого учебного предмета в данный процесс, а уроки технологии обладают большими
специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования.
В частности, курс технологии обладает возможностями в укреплении фундамента для развития
умственной деятельности обучающихся начальных классов.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая
культура» в объёме 2 часа в неделю в 1-3 классах, 1 час в неделю в 4 классе.
Занятия по «Физической культуре» направлены на укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
обеспечивают формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни. Два часа физической культуры изучаются в рамках учебного плана, один
час - за счет часов внеурочной деятельности и направлен на развитие у обучающихся навыков
здорового образа жизни, знаний игр народов России и формирование двигательной активности.

Уроки физической культуре в начальной школе направлены на укрепление и сохранение здоровья
школьников, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной,
спортивной и прикладно-ориентированной направленности и формирование у обучающихся основ
здорового образа жизни.
Для 1- 4 классов предусмотрена 5-дневная учебная неделя.
Продолжительность учебного года на первом уровне общего образования составляет 34
недели, в первом классе - 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней,
летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются дополнительные недельные
каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Продолжительность
урока составляет:
— в 1 классе — 35 мин (сентябрь — декабрь), 40 мин (январь — май);
— во 2—4 классах — 40 мин.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обязательная часть основной образовательной
программы начального общего образования составляет 80%от общего объема, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений – 20%. Для достижения целей Основной образовательной
программы ФМОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское СОШ имени Х.Я.Фаткуллина с. ДуванМечетлино используется возможности учебного плана, внеурочной деятельности, внеклассной
работы (организация классных часов, внеклассных мероприятий, экскурсий и т.д.).

Учебный план на 2025 – 2026 учебный год по обновленным ФГОС (пятидневная учебная
неделя, Вариант 3 с изучением родного языка), недельная и годовая нагрузка
Предметные области

Русский язык и
литературное чтение

Учеб
ные
пред
мет
ы

Учебн
I
ые
курсы
,моду
ли(пр
и
налич
ии)
Обязательная часть
Русский
5
язык
Литерат
урное
3
чтение

Родной язык литературное
Родной
чтение на родном языке
язык

Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(«окружающий мир»)

Основы религиозной
культуры и светской
этики

Литерат
урное
чтение
на
родном
языке
Иностра
нный
язык
Математ
ика
Окружа
ющий
мир

Основы
религио
зной
культур
ыи
светской
этики

II

5

III

IV

5

5

Всего в Всего в
неделю
год

20

675
405

3

3

3

12

1

2

2

2

7

237

1

1

1

1

1

136

204
-

Основы
православ
ной
культуры
Основы
иудейско
й
культуры
Основы
буддийск
ой
культуры
Основы
исламско
й
культуры
Основы
религиозн
ых
культур

2

2

2

6

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

540

270
-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

народов
России
Основы
светской
этики

34
-

-

-

Музыка

0,5

0,5

0,5

Изобраз
ительно
е
искусств
о
Техноло
гия
Физичес
кая
культур
а

0,5

0,5

0,5

2

Итого, обязательная часть

20

Искусство

Технология
Физическая культура

1

1

1

0,5

2

68
0,5

2

1

1

4

2

2

1

23

23

23

1

68

136
270

5,5
90

3039

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору
обучающихся,родителей(законныхпредставителей)несовер
шеннолетнихобучающихся
с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, в т.ч.дополнительные
часы на изучение обязательных учебных предметов, и
обязательных учебных предметов на изучение которых
проводится при наличии возможностей Организации:
родной язык, литературное чтение на родном языке и др.

Максимально допустимая недельная нагрузка
Количество учебных недель
Учебная
нагрузка,
предусмотренная
Гигиеническими
нормативами
и
санитарноэпидемиологическими требованиями при 5-дневной
учебной неделе, не более

0

0

0

0

0

0

20
33

23
34

23
34

23
34

90
135

3039
540

20

23

23

23

90

3039

Учебный план образовательной программы основного общего образования
(V- IX классы).
Срок освоения – 5 лет.
Учебный план ФМОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское СОШ имени Х.Я.Фаткуллина с.
Дуван-Мечетлино, реализующего основную образовательную программу основного общего
образования (далее – учебный план основного общего образования), соответствует действующему
законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение приказа
Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287 (ФГОС ООО), методическими рекомендациями
по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо Минобрнауки РБ от 21.02.2022 № 04-05/197).
Учебный план состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые реализуют образовательную программу
основного общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения. Обязательная часть учебного плана включает в себя 9предметныхобластей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива
образовательной организации. Учебные часы части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений, используются с учетом мнения коллегиальных органов - Совета
школы, Педагогического совета ФМОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское СОШ имени
Х.Я.Фаткуллина с. Дуван-Мечетлино и заявлений родителей (законных представителей)
обучающихся.
Учебный план основного общего образования предусматривает 5-летний срок освоения
образовательных программ. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4. 3648-20 в основной школе определена пятидневная
учебная неделя при 40-минутной продолжительности уроков не менее 34 учебных недель.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней,
летом – не менее 8 недель.
Обновленный ФГОС ООО (5-9 классы) вводится в образовательный процесс с целью
повышения эффективности управления школой, совершенствования механизмов обновления и
внедрения инноваций в педагогическую деятельность. Учебный план составлен с целью реализации
системно-деятельностного подхода, дальнейшего совершенствования образовательного процесса,
повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного
процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических
требований к условиям обучения обучающихся и сохранения их здоровья.
Учебный план направлен на решение следующих задач:
 обеспечение базового образования для каждого обучающегося;
 обновление содержания образования;
 формирование общей культуры личности;
 удовлетворение социальных запросов;
- адаптация личности к жизни в обществе.
Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными областями:
«Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранные языки»,
«Математика и информатика», «Общественно-научные предметы», «Естественно - научные
предметы», «Искусство», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Технология»,
«Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» Образовательные компоненты
раскрывают структуру содержания этих областей.
В образовательной области «Русский язык и литература» изучаются предметы «Русский
язык», «Литература». Часы, отведённые на преподавание в области « Русский язык и литература»
распределены следующим образом: «Русский язык», «Литература». Учебный предмет «Русский
язык» изучается в 5 классах - (5часов в неделю), в 6 классах (5 часов), в 7 классах (4 часа), в 8 классах

(3 часа в неделю), в 9 классах (3 часа в неделю). Учебный предмет «Литература» изучается в 5-6
классах (3 часа в неделю), в 7-8 классах (2 часа в неделю), в 9 классах – 3 часа.
Часы, отведённые на преподавание в области «Родной язык и родная литература»
распределены следующим образом: «Родной язык», «Родная литература». Учебный предмет «Родной
язык» изучается в 5-8 классах в качестве родного башкирского, как государственного языка
Республики Башкортостан (в 5-7 классах – 2 час в неделю, в 8 классе – 1 час в неделю, в 9 классе 0,5
час в неделю). Учебный предмет «Родная литература» изучается в 5 - 8 классах 1 час в неделю, в 9
классе 0,5 час в неделю.
Часы, отведённые на преподавание в области «Иностранные языки» распределены
следующим образом: «Иностранный язык (английский язык)». Учебный предмет «Английский язык»
изучается в 5-9 классах (3 часа в неделю). Он формирует коммуникативные умения в говорении,
аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и
воображение; способствует мотивации к дальнейшему овладению английским языком.
Часы, отведённые на преподавание В области «Математика и информатика» распределены
следующим образом: «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»,
«Информатика». Учебный предмет «Математика» изучается в 5-6 классах по 5 часов неделю.
Учебные предметы «Алгебра» и «Геометрия» изучается в 7-9 классах. «Алгебра» изучается в
количестве 3 часов в неделю. Учебный предмет «Геометрия» в количестве 2 часов в неделю.
Учебный предмет «Вероятность и статистика» изучается в 7-9 классах в количестве 1 часа в неделю.
Учебный предмет «Информатика» изучается в 7-9 классах по 1часу в неделю.
Часы, отведённые на преподавание в области «Общественно-научные предметы»
распределены следующим образом: «История России», «Всеобщая история» «Обществознание»,
«География». Учебный предмет «Всеобщая история» изучается в 5 классе 3 часа в неделю.
Учебные предметы «История России», «Всеобщая история» изучается с 5 по 7 класс 3 часа в неделю,
в 8-9 классах 2 часа в неделю. «Обществознание» изучается в 8 - 9 классах 2 часа в неделю. Учебный
предмет «География» в 5-6 классах (1час в неделю), в 7 - 9 классах по 2 часа в неделю.
Часы, отведённые на преподавание в области «Естественно-научные предметы»,
распределены на: «Физику», «Химию», «Биологию». Учебный предмет «Физика» изучается в 7-9-х
классах по 2 часа в неделю. Учебный предмет «Биология» в 5-7 классах 1 час в неделю, в 8-9 классах
по 2 часа в неделю. Учебный предмет «Химия» изучается в 8-9-х классах по 2 часа в неделю.
Часы, отведённые на преподавание в области «Искусство» распределены на:
«Изобразительное искусство», «Музыку». Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается
в 5-7 классах по 0,5 часов в неделю в урочной и внеурочной деятельности. Учебные предмет
«Музыка» изучается в 5-7 классах по 0,5 часов в неделю в урочной и в 5-8 классах внеурочной
деятельности.
Часы, отведённые на преподавание в области «Технология» распределены на: «Труд».
Учебный предмет «Труд» построен по модульному принципу с учетом возможностей
образовательной организации и потребностей региона изучается в 5-7 классах по 2 часа в неделю, в 8
классе 0,5 час в неделю, в 9 классе – 1 час в неделю.
Часы, отведённые на преподавание в области « Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности» распределены на: «Физическую культуру», «Основы безопасности
жизнедеятельности». Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится для
изучения на уровне основного общего образовании. На его освоение отведено по 1 часу в неделю в
8,9-х классах. Занятия по предмету «Физическая культура» проводятся в 5-9 классах по 2 часа в
неделю + 1 час в рамках внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО обязательная часть основной образовательной
программы основного общего образования составляет 70% от общего объема, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений – 30%. Для достижения целей Основной образовательной
программы ФМОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское СОШ имени Х.Я.Фаткуллина с. ДуванМечетлино используется возможности внеурочной деятельности, внеклассной работы (организация
классных часов, внеклассных мероприятий, экскурсий и т.д.).
Общий объем аудиторной работы увеличен с 5058 до 5338 академических часов.

Учебный план на 2025– 2026 учебный год 5 - 9 классы по обновленным ФГОС ООО
(пятидневная учебная неделя, Вариант 4 с изучением родного языка), недельная нагрузка
Предметные области

Учебные
предметы

Учебные
курсы,
модули
(при
наличии
)

V

Количество часов в неделю
VI
VII
VIII
IX

Всего

Обязательная часть
Русский язык и литература

Русский
язык
Литература

5

5

4

3

3

21

3

3

2

2

3

13

Родной язык и родная
литература

Родной язык

2

2

2

2

1,5

8.5

Родная
литература
Иностранны
й язык

1

1

1

1

0,5

4.5

3

3

3

3

3

15

5

5

Иностранные языки
Математика и информатика

Математика

Общественно-научные
предметы

История

Обществозна
ние
География
Физика
Химия
Биология
Изобразител
ьное
искусство

Математ
ика
Алгебра
Геометр
ия
Вероятно
сть и
статисти
ка
Информа
тика
История
России
Всеобща
я
история

3

10
3
2

3
2

3
2

9
6

1

1

1

3

1

1

1

3

3

2

2

13

1

1

2

2
2
2
2

2
3
2
2

8
7
4
7
1,5

3

1

1

2
2

1
0,5

1
0,5

1
0,5

Музыка

0,5

0,5

0,5

1

Технология

Труд
(Технология)

2

2

2

0,5

1

4

Основы безопасности и
защиты Родины

Основы
безопасност
и и защиты
Родины
Физическая
культура

1

1

2

Естественно-научные
предметы
Искусство

Физическая культура

Итого, обязательная часть

2

2

2

2

1,5

1

8,5

29

29

32

33

33

157

Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 5-дневной учебной неделе
Русский язык
Максимальный объём учебной нагрузки

Учебная нагрузка, предусмотренная Гигиеническими
нормативами
и
санитарно-эпидемиологическими
требованиями при 5-дневной учебной неделе, не более

1
29
(986)

30
(1020)

32
(1088)

33
(1122)

33
1122

32

33

33

190
5338

190
29

30

Формы промежуточной аттестации обучающихся
Промежуточная аттестация в образовательной организации подразделяется на:
 годовую аттестацию (оценка качества усвоения обучающимися всего объема содержания
учебного предмета за учебный год);
 четвертную и полугодовую аттестацию (оценка качества усвоения обучающимися содержания
какой-либо части темы конкретного учебного предмета по итогам учебного года (четверти,
полугодия) на основании текущей аттестации);
 текущую аттестацию (оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части
конкретного учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатам
проверки.
Текущая аттестация обеспечивает оперативное управление и коррекцию учебной
деятельности обучающегося. Промежуточная аттестация обеспечивает контроль
эффективности учебной деятельности образовательного процесса в целом.
При промежуточной аттестации обучающихся применяются следующие формы
оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки.
Учебные
предметы

Формы промежуточной аттестации
5-8 класс

9 класс

Русский язык

диктант,
сочинение, тестовая работа, диктант, изложение,
итоговое
тестирование, итоговое тестирование, контрольные
контрольные
срезы срезы (письменная и устная форма)
(письменная
и
устная
форма)

Родной язык

диктант,
сочинение, тестовая работа, диктант, изложение ,
итоговое
тестирование, итоговое тестирование, контрольные
контрольные
срезы срезы (письменная и устная форма)
(письменная
и
устная
форма)

Литература

сочинение,
итоговое сочинение, итоговое тестирование,
тестирование, контрольные контрольные срезы (письменная и
срезы
устная форма)
(письменная
и
устная
форма)

Родная литература

защита проектов

Иностранный язык
(английский язык)

контрольная
работа, контрольная
работа,
итоговое
итоговое
тестирование, тестирование, контрольные срезы
контрольные
срезы (письменная и устная форма)
(письменная
и
устная
форма)

Математика

итоговое
тестирование, контрольные срезы
(письменная
и
устная
форма)

Алгебра

итоговое
тестирование, тестовая работа, контрольные срезы
контрольные
срезы (письменная и устная форма)
(письменная
и
устная
форма)

Геометрия

итоговое
тестирование, тестовая работа, контрольные срезы
контрольные
срезы (письменная и устная форма)

защита проектов

(письменная
форма)
Информатика

и

тест, устный ответ

устная
тестовая работа, контрольные срезы
(письменная и устная форма)

Всеобщая
история. итоговое
тестирование, тестовая работа, контрольные срезы
История России
контрольные срезы
(письменная и устная форма)
(письменная
и
устная
форма)
Обществознание

итоговое
тестирование, тестовая работа, контрольные срезы
контрольные срезы
(письменная и устная форма)
(письменная
и
устная
форма)

География

итоговое
тестирование, тестовая работа, контрольные срезы
контрольные срезы
(письменная и устная форма)
(письменная
и
устная
форма)

Физика

итоговое
тестирование, тестовая работа, контрольные срезы
контрольные срезы
(письменная и устная форма)
(письменная
и
устная
форма)

Химия

итоговое
тестирование, тестовая работа, контрольные срезы
контрольные
срезы (письменная и устная форма)
(письменная
и
устная
форма)

Биология

итоговое
тестирование, тестовая работа, контрольные срезы
контрольные
срезы (письменная и устная форма)
(письменная
и
устная
форма)

Физическая культура

сдача нормативов

сдача нормативов

Проведение промежуточной аттестации обучающихся регулируется «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся» и графиком оценочных процедур, при разработке которого следует придерживаться
рекомендаций Минпросвещения России и Рособрнадзора по основным подходам к формированию.
Итоговая аттестация выпускников 9 класса проводится в соответствии со сроками,
установленным Министерством образования РБ, РФ и в соответствии с порядком проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
образования.

Среднее общее образование
В соответствии с ФГОС СОО учебный план среднего общего образования определяет
количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590
часов (не более 37 часов в неделю). Расчет часов в учебном плане ведется исходя из количества
учебных недель: в 10-11 х классах – 34 учебных недель.
В школе реализуется универсальный профиль обучения.
Учебный план универсального профиля содержит обязательные области: «Русский язык и
литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранные языки», «Математика и
информатика», «Общественные науки», «Естественные науки», «Физическая культура, экология и
основы безопасности жизнедеятельности». На углубленном уровне изучаются следующие предметы:
«Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию)», «Русский язык». В
часть, формируемой участниками образовательных отношений входят курсы по выбору по
географии, химии, родной литературы, информатики, обществознанию и индивидуальный проект.
В учебном плане предусмотрено выполнение индивидуального проекта в 10-11 классах в
объеме 1 часа в неделю. Защита индивидуального проекта проводится в конце учебного года за
каждый год обучения.
Учебный

курс

«Финансовая

грамотность» интегрируется

с

учебными

предметами:

обществознание, история, математика.
По окончании учебного года по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-х
классах проводятся 35 часовые военные сборы для юношей (приказ министерства обороны
Российской Федерации № 96, Министерства образования и науки Российской Федерации № 134 от
24 февраля 2010 года «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской
Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
образовательных учреждениях среднего общего образования, образовательных учреждениях
начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся 10 класса за полугодие проводится в форме
итоговых контрольных по учебным предметам с 15.12.2025 г. по 25.12.2025 г. без прекращения
образовательного процесса. Промежуточная аттестация обучающихся 10 класса за год также
проводится с 10.05.2026 г. по 22.05.2026 г. без прекращения образовательного процесса.

Учебные предметы
Русский язык

Формы промежуточной аттестации
диктант, сочинение, итоговое тестирование, контрольные срезы
(письменная и устная форма)

Литература

сочинение,

итоговое

тестирование,

(письменная и устная форма)

контрольные

срезы

Родной язык (башкирский) защита проектов
Иностранный

язык комплексная контрольная работа, итоговое тестирование,

(английский язык)
Математика
начала

(алгебра

контрольные срезы (письменная и устная форма)
и тестовая работа в формате ЕГЭ, контрольные срезы

математического (письменная и устная форма)

анализа,

геометрия,

вероятность и статистика)
Информатика

тест, контрольные срезы
(письменная и устная форма)

История

тестовая работа в формате ЕГЭ, контрольные срезы
(письменная и устная форма)

Обществознание

тестовая работа в формате ЕГЭ, контрольные срезы
(письменная и устная форма)

География

тестовая работа в формате ЕГЭ, контрольные срезы
(письменная и устная форма)

Физика

тестовая работа в формате ЕГЭ, контрольные срезы
(письменная и устная форма)

Химия

тестовая работа в формате ЕГЭ, контрольные срезы
(письменная и устная форма)

Биология

контрольная

работа

тестовая

работа

в

формате

ЕГЭ,

контрольные срезы (письменная и устная форма)
Индивидуальный проект
Основы

Защита проекта

безопасности зачет

жизнедеятельности
Физическая культура

сдача нормативов

Проведение промежуточной аттестации обучающихся в филиале
ФМОБУ лицей №1 с.
Большеустьикинское СОШ им.Х.Я.Фаткуллина с. Дуван-Мечетлино регулируется «Положением о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся» и графиком оценочных процедур.
Итоговая аттестация выпускников 11 класса проводится в соответствии со сроками,
установленным Министерством образования РБ, РФ и в соответствии с порядком проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования.

Учебный план
среднего общего образования по ФГОС
филиала МОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское СОШ
им.Х.Я.Фаткуллина с. Дуван-Мечетлино
Естественно-научного профиля с (углубленным изучением биологии и химии) изучением родных языков

Предметная область Учебный предмет Уровень

5-ти дневная

6-ти дневная

неделя

неделя

Количество

Количество

часов в

часов в

неделю

неделю

(учебный курс)

10

11 класс

класс

10

11 класс

класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

Родной язык

Б

2

2

2

2

Родная

Б

1

1

1

1

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала Б

2

3

2

3

информатика

математического

литература
Родной язык и
родная литература

литература
Иностранные языки

Иностранный
язык

анализа
Геометрия

Б

2

1

2

1

Вероятность и

Б

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

статистика
Информатика

Естественно-

Физика

Б

2

2

2

2

Химия

У

3

3

3

3

Биология

У

3

3

3

3

История

Б

2

2

2

2

Обществознание Б

2

1,5

2

1,5

География

Б

1

1

1

1

Основы

Основы

Б

1

1

1

1

безопасности и

безопасности

защиты Родины

защиты Родины
Б

2

2

2

2

научные предметы

Общественнонаучные предметы

и

Физическая культура Физическая
культура
Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

34

32,5

34

32,5

образовательных отношений

0

1,5

3

4,5

Учебные недели
Всего часов

34

34

34

34

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

Часть, формируемая участниками

нагрузка в соответствии с санитарными
правилами

и нормами

Общая допустимая нагрузка за период
обучения в 10 – 11-х классах в
соответствии с санитарными
правилами
нормами в часах, итого

и

2312

2516


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».