План по ВД ФМОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское, СОШ д. Азикеево на 2025-2026

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность в образовательном процессе школы. Внеурочная
деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса и
должна найти свое отражение в основной образовательной программе. Она организуется в
целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, направлена на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
(личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от
форм, используемых преимущественно на урочных занятиях.
В силу этого традиционные для урока лекции, опросы, домашние задания не
рекомендуется использовать в рамках внеурочной деятельности. Приоритет следует
отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию
(обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, опыты, эксперименты,
конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т.п.), и которые по
возможности стимулировали бы его двигательную активность (экскурсии, соревнования,
походы, слеты, сборы, концерты, театрализации, подвижные игры, творческие акции,
трудовые дела и т.п.). Формы внеурочной деятельности должны сочетать индивидуальную
и групповую работу школьников, а также предоставлять им возможность проявить и
развить свою самостоятельность. Выбор конкретных форм реализации внеурочной
деятельности образовательная организация определяет самостоятельно.
Каждая образовательная организация составляет план внеурочной деятельности на
учебный год, который является составной частью основной образовательной программы и
формируется с учетом гибкого режима занятий школьников (продолжительность занятий
в течение дня, последовательность аудиторных и внеаудиторных занятий, переменный
состав обучающихся и т.п. должны обеспечивать профилактику утомляемости школьника
и сохранение его здоровья).
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается
формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня
образования. Разновозрастный характер групп, в которых проходят внеурочные занятия
школьников, имеет свои достоинства, связанные прежде всего с получаемым ребенком
важным социальным опытом взаимодействия со старшими и младшими школьниками,
возможностью учиться у старших, помогать и заботься о младших.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может
предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой
форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные
образовательные организации, образовательные организации высшего образования,
научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные
организации, обладающие необходимыми ресурсами.
В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования
образовательная организация должна обеспечить обучающимся до 10 часов еженедельных
занятий внеурочной деятельностью (до 1320 часов на уровне начального общего
образования, до 1750 часов на уровне основного общего образования).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации федерального
государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и
среднего общего образования следует понимать образовательную деятельность,
осуществляемую в формах, отличных от урочной и направленную на достижение
планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности ФМОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское СОШ
д.Азикеево обеспечивает
реализацию требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и основного общего
образования и определяет общий и максимальный объём нагрузки обучающихся в рамках

внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной
деятельности по классам.
План внеурочной деятельности ФМОБУ лицей № 1 с.Большеустьикинское СОШ
д.Азикеево муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан для
1-11 классов составлен с учетом требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО и
действующего ФГОС СОО. Основой для формирования плана ФМОБУ лицей №1
с.Большеустьикинское СОШ д.Азикеево является следующая нормативно-правовая база:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
2.Федеральный закон от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской
Федерации»;
3.Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике
Башкортостан» с дополнениями и изменениями);
4.Закон Республики Башкортостан от 15.02.1999 года № 216–З«О языках народов
Республики Башкортостан (с изменениями и дополнениями);
5.Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в
Республике Башкортостан»;
6.Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, утверждённый приказом Министерства
образования и науки РФ от 19.12.2014 года № 1598 (с изменениями и дополнениями)
(далее ФГОС ОВЗ);
7.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 569
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ
от 31 мая 2021 г. №286»;
9.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования";
10.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 568
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ
от 31 мая 2021 г. №287»;
11.Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(Зарегистрирован 07. 06. 2012 г. N 24480);
12.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 “О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего

общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413” (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034);
13.Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.02.2022 № 69 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом
Министерства просвещения российской Федерации от 22 марта 2021г. №115;
14.Приказ министерства Просвещения РФ от 02.09.2020 г. №458 «Об утверждении
Порядка приёма на обучение по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
15.Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 о порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам;
16.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и
оздоровления детей и молодежи » ;
17.Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо
Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03)
18.Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо
Минобрнауки РБ от 21.02.2022 № 04-05/197)
19.Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.10.2010 г. № ИК-1494/19 «О
введении третьего часа физической культуры»;
20.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 N 09-1672 «О
направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ,
в том числе в части проектной деятельности»
21.Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О
внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ»;
22.Решение заседания Коллегии Министерства образования и науки Республики
Башкортостан от 16.06.2022г.об организации изучения предметной области «Родной язык
и литературное чтение на родном языке»(«Родной язык и родная литература»)при
введении обновленных ФГОС;
23.Конституция Республики Башкортостан;
24.Концепция
развития
дополнительного
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

образования

детей

(распоряжение

25.Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от
31.12.2009 г. №УП-730;
26.Устав муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №1 с.
Большеустьикинское муниципального района Мечетлинский район Республики
Башкортостан.
27.Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 12 июля 2022
года №04-05/692 от 12 июля 2022 года
28. Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О направлении
информации о внедрении Единой моделипрофессиональной ориентации (главам
субъектов РФ)».
29.Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822).
30.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 г. № 171 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования, среднего общего образования»
(зарегистрирован 11.04.2024 г. № 77830);
31.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 г. № 62«О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего
образования, среднего общего образования» (зарегистрирован 29.02.2024 г. № 77380).
32. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04.03.2025 № 170 «Об
утверждении Порядка проведения в государственной или муниципальной
общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка, достаточное
для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства»
33.Приказ от 04.03.2025 № 171 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
34.Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.03.2025 №
510 "Об определении минимального количества баллов, подтверждающего успешное
прохождение иностранными гражданами и лицами без гражданства тестирования на
знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования".

Внеурочная деятельность в начальной школе

Назначение внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и
развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной
деятельности формируется образовательной организацией с учетом предоставления права
участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных
курсов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего
школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики.
Направления и цели внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельностьнаправлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение
учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на дополнительное обучение чтению и
совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры
диалогического общения и словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на
компьютере.
6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных
мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося,
его познавательные интересу и способности к самообразованию.
7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития,
когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения
дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность
может проходить не только в помещении лицея, но и на территории другого учреждения
(организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть, например,
спортзал РДК, музей, и др.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной
организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники
данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальный
педагог, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, библиотекарь и др.).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части
создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий
внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании
единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как
правило, основной учитель, ведущий класс начальной школы, завуч начальных классов,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут
отличаться:
-на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок)еженедельно 1 час. –часть,рекомендуемая для всех обучающихся;

-на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической
культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно — от 2 до 3 часов.
–вариативная часть;
-на внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (в
том числе финансовой грамотности) — 1 час- часть, рекомендуемая для всех
обучающихся;
-на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства)-1 час- часть,
рекомендуемая для всех обучающихся;
-на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся еженедельно от 2 часов ( в том числе организация занятий в школьных
театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации
программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России»-вариативная часть;
-на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление
педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия
еженедельно — от 1 до 2 часов.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть
следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные
студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования; общественно полезные практики и др.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются
возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Внеурочная деятельность в начальных классах на 2025- 2026 учебный год
1 – 4 классы (недельная и годовая нагрузка) по обновленным ФГОС НОО
Направления
внеурочной
деятельности
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной,
экологической
направленности

Занятия
по
формированию
функциональной
грамотности
Спортивнооздоровительная
деятельность

Всего

Форма реализации и
Название курса

1кл.

2кл

Всего количество часов
3кл

4кл

Итого
Итого в в год
неделю

101

Классный час
«Разговоры о
важном»

Кружок «Читаю в
поисках смысла»

1

1

3

101
1

1

1

3

1

1

2

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

1,5

4,5

12,5

Секция «Движение
есть жизнь»

Кружок
«Музыкальная
шкатулка»
Кружок «Веселый
карандаш»
Кружок « В мире
родной
литературы»

1

1
4

4

67
50
50
50
419

Внеурочная деятельность в ООО
Целевая направленность, стратегические и тактические
цели содержания образования
План подготовлен с учётом требований Федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования и основного общего
образования, санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 1.2.3685-21 и
СП 2.4. 3648-20, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает
социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки
обучающихся.
План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного
процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности
образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также
выполнения гигиенических требований к условиям обучения обучающихся и сохранения
их здоровья.
Основные принципы плана:
учёт познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей
(законных представителей);
 учёт кадрового потенциала образовательной организации;
 построение образовательного процесса в соответствии с санитарногигиеническими нормами;
 соблюдение преемственности и перспективности обучения.
План отражает основные цели и задачи, стоящие перед образовательной организацией.


Целью внеурочной деятельности является:
 создание условий для развития творческого потенциала обучающихся и
последующего усвоения образовательных программ
 воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового
образа жизни.
Внеурочная деятельность решает следующие специфические задачи:
 создание комфортных условий для позитивного восприятия ценностей начального
общего и основного общего образования и более успешного освоения его
содержания;
 способствование осуществлению воспитания благодаря включению детей в
личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых
формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего
поколения;
 компенсация отсутствия или дополнения, углубления тех или иных учебных
направлений, которые нужны обучающимся для определения индивидуального
образовательного маршрута, конкретизация жизненных и профессиональных
планов, формирования важных личностных качеств;
 ориентация обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам
деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам.
Программы внеурочной деятельности направлены:




на расширение содержания программ начального и основного общего образования;
на реализацию основных направлений образовательной политики;
на формирование личности ребёнка средствами искусства, творчества, спорта.

Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется через
системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу классных
руководителей.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой
через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных
на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения
перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой
через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной
организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности
могут отличаться:
на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок).
–часть, рекомендуемая для всех обучающихся;
на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической
культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно — от 2 до 3 часов.
–вариативная часть;
на внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (в том
числе финансовой грамотности) — 1 час- часть, рекомендуемая для всех обучающихся;
на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства)-1 час- часть,
рекомендуемая для всех обучающихся;
на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся еженедельно
от 2 часов ( в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях,
школьных спортивных клубах)-вариативная часть;
на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии,
реализации проекта «Россия –страна возможностей» еженедельно 2 часа-вариативная
часть;
на
организационное
обеспечение
учебной
деятельности,
осуществление
педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия
еженедельно — от 1 до 2 часов.
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
Результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребёнка, благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того
или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровнях начального общего и
основного общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень
Обучающийся знает и
понимает общественную
жизнь

Второй уровень
Обучающийся ценит
общественную жизнь
(2-4 классы)

Третий уровень
Обучающийся
самостоятельно действует в
общественной жизни

(1 класс)
Приобретение
обучающимся социальных
знаний (об общественных
нормах,
об
устройстве
общества, о социально
одобряемых
и
неодобряемых
формах
поведения в обществе и
т.п.),
понимание
социальной реальности и
повседневной жизни.

Формирование позитивных
отношений обучающимся к
базовым
ценностям
общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир,
знание, труд, культура).

(5-9 класс)
Получение
обучающимсяопыта
самостоятельного
социального действия.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности.
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание
уважительного отношения к родному дому, к школе, селу; воспитание у детей
толерантности,
навыков
здорового
образа
жизни;
формирование
чувства
гражданственности и патриотизма, правовой культуры, необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы
ценностей.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации
дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению
призвана предоставить возможность:
 свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе,
отвечают их внутренним потребностям;
 помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным,
реализовать и развить свои таланты, способности;
 стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести
ответственность за свой выбор;
 быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу,
занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на
Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

Внеурочная деятельностьна 2025-2026 учебный год.
5 – 9 классы по обновленным ФГОС ООО (недельная и годовая нагрузка)
Направления
внеурочной
деятельности

Форма реализации и название
курса ВД

Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной,
экологической
направленности
Занятия, связанные
с реализацией
особых
интеллектуальных
и социокультурных
особенностей
обучающихся
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности

Классный час
«Разговоры о важном»

Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентационн
ых интересов и
потребностей
обучающихся

Кружок «Моя Россия – новые
горизонты»

Всего

Объём внеурочной деятельности в часах
Классы

5

6

1

1

Кружок «За страницами
учебника математики»
Кружок «Русский язык и
культура речи»
Кружок «За страницами
учебника химии»
Кружок «Моделирование»
Кружок «Основы финансовой
грамотности»

7

1

8

9

1

1

4

1

1

2

68

1

1

3

102

1

1

34

1

1
1

34
34

2

68

1

Секция «Быстрее! Выше! 1
Сильнее!»

1

Итого в Итого
неделю в год
136

1

1

1

3

102

Кружок «Книга и дети»

0,5

0,5

0,5

0,5

2

68

Кружок «Учу башкирский
язык»

0,5

0,5

0,5

0,5

2

68

4

4

6

7

21

714


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».