СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Пояснительная записка к внеурочному плану начального общего образования 2. План внеурочной деятельности 1-4 класса по ФГОС НОО 3. Пояснительная записка к внеурочному плану основного общего образования 4. План внеурочной деятельности 5-9 класса по ФГОС ООО 3 - 7 стр. 8 стр. 9-13 стр. 14 стр. Пояснительная записка к внеурочному плану начального общего образования филиала муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №1 с.Большеустьикинское средняя общеобразовательная школа с.Новомуслюмово муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан на 2023-2024 учебный год Учебный план филиала муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №1 с. Большеустьикинское средняя общеобразовательная школа с. Новомуслюмово Мечетлинского района Республики Башкортостан разработан на основе: нормативно-правовых документов федерального уровня: 1.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100). 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано 18.12.2020 № 61573) 3.Письмо Министерства просвещения России от 17.06.2022г. №03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном». 4. Письмо Министерства просвещения России от 1 июня 2023г. № АБ2324/05 «О направлении информации о внедрении Единой модели профессиональной ориентации (главам субъектов РФ)» В соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Министерства просвещения России от 31 мая 2021 года № 286 и № 287 (далее - ФГОС НОО и ООО), достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения необходимыми ресурсами. и иные организации, обладающие Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры. Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида деятельности: учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности; с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы; с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотреть часть, рекомендуемую для всех обучающихся: 1 час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок); 1 час в неделю - на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства). Основные задачи организации внеурочной деятельности: 1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; 2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; 4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; 6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; 7) формирование культуры поведения в информационной среде. Направления внеурочной деятельности: 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2.Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности. 3.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся. 4.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов потребностей обучающихся. 5. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся занятия, занятия направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности) и др. Школа работает по следующим направлениям: спортивнооздоровительная деятельность, информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной, экологической направленности, занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность), занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных социокультурных потребностей обучающихся. 1. Спортивно-оздоровительная деятельность «Основы самопознания» Форма организации: факультатив; лаборатория здоровья. «Движение есть жизнь!» Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков. Форма организации: спортивная студия: учебный курс физической культуры. 2. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной, экологической направленности. Цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность). Цель: развитие способности обучающихся по формированию умения применять приобретённые знания, умения и навыки функциональной грамотности для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов потребностей обучающихся. Цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной, экологической направленности отводится по одному часу в 1-4-х классах. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность) отводится по одному часу в 1-4 классах (т. е. по одному часу «Как хорошо уметь читать» в 1-4 классах). Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных социокультурных потребностей обучающихся отводится 1 час «Мой родной язык - язык Тукая» в 4 классе. Занятиям, направленным на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов отводятся Спортивно-оздоровительная деятельность: отводится по одному часу в 1-3 классах («Комета»), а в 4 - ом классе по 1,5 часа, в 1,3-х и 2,4-х классах по 0,5 час «Музыкальная шкатулка», в 1,3 и 2,4 классах по 0,5 час «Художественная студия», в 4 - ом классе по 0,5 час «Умелые ручки». План внеурочной деятельности начального общего образования филиала МОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское СОШ с.Новомуслюмово муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан на 2023 - 2024 учебный год Направления внеурочной деятельности Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной, экологической направленности Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательский) Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Итого в неделю Форма организации внеурочной деятельности, наименование Классный час «Разговоры о важном» Кружок «Как хорошо уметь читать» Количество часов в неделю\в год (по классам) всего I- III II 1V 1 33 1 34 1 34 3 101 1 33 1 34 1 34 3 101 1 34 1 34 34 1,5 51 0.5 17 3,5 1 1 118 33,5 33,5 0.5 17 0.5 17 Кружок «Мой родной язык-язык Тукая» Секция «Комета» Кружок «Художественная студия» Кружок «Музыкальная шкатулка» Кружок «Умелые ручки» 1 33 0.5 16.5 0.5 16.5 4 132 1 0.5 17 3,5 119 5,5 187 13 438 Пояснительная записка к внеурочному плану основного общего образования филиала муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №1 с.Большеустьикинское средняя общеобразовательная школа с.Новомуслюмово муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан на 2023-2024 учебный год Учебный план филиала муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №1 с. Большеустьикинское средняя общеобразовательная школа с. Новомуслюмово Мечетлинского района Республики Башкортостан разработан на основе: нормативно-правовых документов федерального уровня: 1.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101). 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано 18.12.2020 № 61573) 3. Письмо Министерства просвещения России от 17.06.2022г. №03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном». 4. Письмо Министерства просвещения России от 1 июня 2023г. № АБ2324/05 «О направлении информации о внедрении Единой модели профессиональной ориентации (главам субъектов РФ)» В соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Министерства просвещения России от 31 мая 2021 года № 286 и № 287 (далее - ФГОС НОО и ООО), достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций, включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры. Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида деятельности: учебно - познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности; с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы; с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотреть часть, рекомендуемую для всех обучающихся: 1 час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности, «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок) с 5-го; 1 час в неделю - на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства). Основные задачи организации внеурочной деятельности: 1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; 2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; 4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; 6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; 7) формирование культуры поведения в информационной среде. Направления внеурочной деятельности: 1.Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности. 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся. 3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов потребностей обучающихся. 4.Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся занятия, занятия направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. 5.Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Школа работает по следующим направлениям: 1.Информационно-просветительские занятия, патриотической, нравственной, экологической направленности. Цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и ве ликой культуре. 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся. Цель: развитие способностей обучающихся по формированию умения применять приобретённые знания, умения и навыки функциональной грамотности для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью. Организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы 3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов потребностей обучающихся. Цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. 4. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии Цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых, танцевальных студиях, театральных кружках, кружках художественного творчества, журналистских, поэтических, писательских клубах); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристско краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев) и др. 5. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социальных потребностей обучающихся Цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной, экологической направленности отводится по одному часу в 5,7- 8,9-х классах («Разговоры о важном»). Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская) отводятся по одному часу в 5,7, 9-х классах, 1 час в 9 классе (естественно-научная)(«Юный географ»), 1 час в 9 классе математическая («Юный математик») и 1 час в 8 классе - финансовая грамотность («Юный финансист»). Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся отводятся по 1 часу «В мире профессий» в 7-8,9-х классах. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии отводятся 1 час в 5 классе «Юный журналист», 1 час в 5 классе «Театральный кружок», 1 час в 7 классе «Краеведение». Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся отводится 1 час в 7 классе («Физика в экспериментах»), 1 час 8 классе («Увлекательная химия»). Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов отводится спортивно-оздоровительная деятельность: отводится по 1 часу в 5,7-8,9 классах («Лидер»), а в 8 - ом классе по 0,5 час «Музыкальная шкатулка», в 89 классах по 0,5 часу «Умелые руки». План внеурочной деятельности основного общего образования филиала МОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское СОШ с.Новомуслюмово муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан на 2023 - 2024 учебный год Направления внеурочной деятельности Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной, экологической направленности Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская, естественнонаучная, финансовый) Форма организации внеурочной деятельности, наименование 5 Классный час «Разговоры о важном» 1 34 Кружок «Как хорошо уметь читать» Кружок «Юный географ» 1 34 Количество часов в неделю\в год (по классам) 7 8 9 0,5 17 0.5 17 1 34 1 1 1 34 1 Кружок «Юный финансист» 34 Кружок «Юный математик» Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Итого в неделю Кружок «Россия - мои горизонты» Кружок «Юный журналист» Театральный кружок Кружок «Краеведение» Кружок «Физика в экспериментах» 0.5 1 1 17 1 1 1 34 0.5 17 Кружок «Умелые руки» 170 4,5 153 102 34 1 34 34 1 34 1 34 2 68 1 1 1 1 1 34 34 34 34 34 34 34 Кружок «Музыкальная шкатулка» 5 17 3 1 1 34 34 Кружок «Увлекательная химия» Секция «Лидер» 0.5 34 34 всего 3 102 1 34 0,5 0,5 17 17 1 34 3 0,5 102 17 0,5 17 0,5 17 1 34 4,5 153 6.5 221 20,5 697