Учебный план ВД ФМОБУ лицей № 1 с. Большеустьикинское Лемезтамакская СОШ им. Вафы Ахмадуллина д. Кутушево 2023-2024 уч г

Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности
филиала МОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское МР Мечетлинский
район Республики Башкортостан Лемезтамакская СОШ
им.В.Ахмадуллина д. Кутушево им. В.Ахмадуллина
Учебный план внеурочной деятельности ФМОБУ лицей №1
с.Большеустьикинское Лемезтамакская СОШ им.В.Ахмадуллина д.
Кутушево МР Мечетлинский район Республики Башкортостан разработан на
основе:

Конституции Российской Федерации;

Закона № ФЗ-273 « Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г.;

Закона Республики Башкортостан от 01.07.2015 № 696-3 « Об
образовании в Республике Башкортостан»;

Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (приказ от 31.05.2021 № 286
Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», зарегистрированный в Минюсте России
05.07.2021, регистрационный номер 64100).

Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (приказ от 31.05.2021 № 287
Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования», зарегистрированный в Минюсте России
05.07.2021, регистрационный номер 64101);

Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (приказ от 12.08.2022 № 731
Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», зарегистрированный в Минюсте России
12.09.2022, регистрационный номер 70034);

Приказ Министерства Просвещения РФ от 18.05.2023 №372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы НОО»
(зарегистрированный в Минюсте России 12.07.2023, регистрационный
номер 74229);

Приказ Министерства Просвещения РФ от 18.05.2023 №370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы ООО»
(зарегистрированный в Минюсте России 12.07.2023, регистрационный
номер 74223);

Приказ Министерства Просвещения РФ от 18.05.2023 №371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы СОО»
(зарегистрированный в Минюсте России 12.07.2023, регистрационный
номер 74228);

Методических рекомендаций по введению обновленных ФГОС



















НОО и ООО (письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ113/03);
Методических рекомендаций по введению обновленных ФГОС
НОО и ООО (письмо Минобрнауки РБ от 21.02.2022 № 04-05/197);
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиолгические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г №1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г №1025 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г №1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413«Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего
образования», (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г.,
31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.02.2022 №
69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам-образовательным
программам
начального
общего,
основного общего и среднего общего образования», утвержденный
приказом Министерства просвещения российской Федерации от 22
марта 2021г. №115
Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г № АБ – 2324/05
« О направлении информации о внедрении Единой модели
профессиональной ориентации (главам субъектов РФ);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
02.09.2020 № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и








среднего общего образования". (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59783);
Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 № 858 « Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных
учебников (зарегистрирован 01.11.2022 № 70799).
Устава МОБУ лицей №1с.Большеустьикинское МР Мечетлинский
район РБ;
Образовательной программы НОО, ООО, СОО ФМБОУ лицей №1
с.Большеустьикинское Лемезтамакская СОШ им. В. Ахмадуллина д.
Кутушево МР Мечетлинский район Республики Башкортостан;
Годового календарного учебного графика.
Письма Министерства образования и науки Республики
Башкортостан от 12 июля 2022 года №04-05/692 от 12 июля 2022 года

План внеурочной деятельности определяет формы организации и
объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими
программы начального общего образования (до 1320 академических часов за
четыре года обучения) с учётом образовательных потребностей и интересов
обучающихся,
запросов
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
возможностей
образовательной
организации.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС
НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы начального общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из
перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Направления и цели внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое
развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и
деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа
жизни.
2. Проектно-исследовательская
деятельность
организуется
как
углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной
деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического
общения и словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется
как система разнообразных творческих мастерских по развитию
художественного творчества, способности к импровизации, драматизации,
выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в

театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках
внеурочной деятельности, которые формируют представления младших
школьников о разнообразных современных информационных средствах и
навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. Интеллектуальные
марафоны —
система
интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую
культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и
способности к самообразованию.
7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего
развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся
преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.
Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной
деятельности могут отличаться:
-на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
(понедельник, первый урок)-еженедельно 1 час. –часть, рекомендуемая для
всех обучающихся;
-на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая
занятия физической культурой и углубленное изучение предметов)
еженедельно — от 2 до 3 часов. –вариативная часть;
-на внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности (в том числе финансовой грамотности) — 1 час - часть,
рекомендуемая для всех обучающихся;
-на
занятия,
направленные
на
удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе
основы предпринимательства)-1 час - часть, рекомендуемая для всех
обучающихся;
-на внеурочную деятельность по развитию личности, ее
способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов,
самореализации обучающихся еженедельно от 2 часов ( в том числе
организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных
спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития
социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»вариативная часть;
-на занятия, направленные на удовлетворение социальных
интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского
движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия –страна
возможностей» еженедельно 2 часа-вариативная часть;
-на организационное обеспечение учебной деятельности,
осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся и
обеспечение их благополучия еженедельно — от 1 до 2 часов.
Возможными формами организации внеурочной деятельности
могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные,

музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия,
дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно
полезные практики и др.
При организации внеурочной деятельности обучающихся
используются возможности учреждений дополнительного образования,
культуры и спорта.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается
при определении максимально допустимой
недельной нагрузки
обучающихся.
План внеурочной деятельности для 1-4 классов (недельная и годовая нагрузка)
Количество часов в неделю
Направления
Форма организации
внеурочной
деятельности
II
III
IV
I
деятельности
Спортивнооздоровительная
деятельность

Факультатив «Движение
есть жизнь»

1

1

1

1

Всего
в
недел
ю
4

Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной,
экологической
направленности
Проектноисследовательская
деятельность
Художественноэстетическое
творческая
деятельность
музыка

Факультатив
«Становлюсь грамотным
читателем: читаю, думаю,
понимаю»
Классный час «Разговоры о
важном»

1

1

1

1

4

135

1

1

1

1

4

135

1

1

1

3

101

1

1

1

4

135

ИЗО
Физическая культура
технология

Факультатив «История
родного края»
Факультатив
«Рукотворный мир»

Факультатив «Музыка
вокруг тебя»
Факультатив «Раскрасим
мир сами»
Секция «Волейбол»

1

Всего предлагается для выбора

135

67,5
0,5

0,5

0,5

0,5

2

0,5

0,5

0,5

0,5

2

1,5

1,5

1,5

2

6,5

67,5

Факультатив «Шкатулка
идей»

Всег
ов
год

0,5

0,5

7(231)

8(272)

0,5

0,5

8

8,5

(272)

(289)

2
31,5

215,
5
118,
5
1064

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов
освоения
основной
образовательной
программы
(личностных,
метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной
частью основной общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности представляет собой описание
целостной системы функционирования образовательной организации в сфере
внеурочной деятельности и может включать в себя:
 внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной
программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся,
потребностей
в
физическом
развитии
и
совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;
 внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности (читательской, математической, естественно-научной,
финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные
кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе
направленные на реализацию проектной и исследовательской
деятельности);
 внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов,
самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через
организацию социальных практик (в том числе волонтёрство),
включая общественно полезную деятельность, профессиональные
пробы,
развитие
глобальных
компетенций,
формирование
предпринимательских
навыков,
практическую
подготовку,
использование
возможностей
организаций
дополнительного
образования, профессиональных образовательных организаций и
социальных
партнеров
в
профессионально-производственном
окружении;
 внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации,
класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам,
культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и
этнической специфики региона, потребностей обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся;
 внеурочную деятельность по организации деятельности ученических
сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических
классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских,

подростковых и юношеских общественных объединений, организаций
и т. д.;
 внеурочную деятельность, направленную на организационное
обеспечение учебной деятельности (организационные собрания,
взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации
образовательной программы и т. д.);
 внеурочную
деятельность,
направленную
на
организацию
педагогической
поддержки
обучающихся
(проектирование
индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов,
педагогов-психологов);
 внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся
в
пространстве
общеобразовательной
школы
(безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных
межличностных отношений в учебных группах, профилактики
неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в
процессе взаимодействия школьника с окружающей средой,
социальной защиты учащихся).
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется
все многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе
наследие отечественного кинематографа.
Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в
качестве дидактического материала при реализации курсов внеурочной
деятельности, так и быть основной для разработки курсов внеурочной
деятельности, посвященной этому виду отечественного искусства.
Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов,
выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на
этапе основной школы не более 1750 часов, в год — не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий),
реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами
количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана,
но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся
допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через
внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества
часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может
реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным
пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе
загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
При этом расходы времени на отдельные направления плана
внеурочной деятельности могут отличаться:
на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
(понедельник, первый урок). –часть, рекомендуемая для всех обучающихся;

на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия
физической культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно —
от 2 до 3 часов. –вариативная часть;
на внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности (в том числе финансовой грамотности) — 1 час - часть,
рекомендуемая для всех обучающихся;
на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы
предпринимательства)-1 час- часть, рекомендуемая для всех обучающихся;
на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся еженедельно от 2 часов ( в том числе организация занятий в
школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах)вариативная часть;
на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения
школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия –страна возможностей»
еженедельно 2 часа-вариативная часть;
на
организационное
обеспечение
учебной
деятельности,
осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся и
обеспечение их благополучия еженедельно — от 1 до 2 часов.
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10
часов в неделю.
В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской
общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной
организации могут реализовываться различные модели примерного плана
внеурочной деятельности:
модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности,
когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным
предметам и организационному обеспечению учебной деятельности;
модель плана с преобладанием педагогической поддержки
обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве
общеобразовательной школы;
модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ
и воспитательных мероприятий.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная
организация определяет самостоятельно.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать
активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и
групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность,
последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и
исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики),
экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры
и пр.

В зависимости от конкретных условий реализации основной
общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных
особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся
разных классов в пределах одного уровня образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной
организацией может предусматриваться использование ресурсов других
организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации
дополнительного
образования,
профессиональные
образовательные
организации, образовательные организации высшего образования, научные
организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные
организации, обладающие необходимыми ресурсами.

План внеурочной деятельности основного общего образования (5-8 классы) (недельная,
годовая нагрузка)

Направления
внеурочной
деятельности
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной,
экологической
направленности
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
обучающихся
музыка

Форма организации
деятельности

Количество часов в
неделю

Всег
о (в
год)

V

VI

VII

VIII

IX

1

1

1

1

1

170

1

1

1

1

1

170

2
1

68
34

Классный час «Разговоры о
важном»

Факультатив «Основы
предпринимательства»
Читательская грамотность
Естественнонаучная
грамотность
Математическая грамотность
Факультатив
«Программирование»

1

1

1

1
1

1
1

170
68

1

1

1

1

136

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Секция «Волейбол»

1

1

1

1

2

204

Факультатив «Мастерская

1

1

1

1

0,5

153

6

7

8

7,5

10,5

1326

Профориентационные уроки
«Моя Россия – новые
горизонты».

Факультатив «Познание мира

68

через красоту мелодий»
ИЗО
физическая культура
технология

Факультатив «Палитра»

51

Самоделкина»
Всего предлагается для выбора

План реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся

Форма
организации

Наименование рабочей
программы

Кол-во
часов в
неделю

Кол-во

Итого

групп

часов за
год

1

Клуб по
интересам

Клуб «Риторика»

1

1

34

2

Классный час

«Разговоры о важном»

1

1

34

3

Клуб по
интересам

Клуб «МИФ»

1

1

34

3

3

102

Итого в 10 классе:
1

Клуб по
интересам

Клуб «Риторика»

1

1

34

2

Клуб по
интересам

Клуб «МиФ»

1

1

34

3

Классный час

«Разговоры о важном»

1

1

34

Итого в 11 классе:

3

3

102

Итого за 2 года обучения:

6

6

204

Учебный план внеурочной деятельности в рамках
образовательного проекта «Взлетай!»
в ФМОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское
Лемезтамакская СОШ д. Кутушево

Дополнительные
образовательные модули
Говори свободно!
Интерактивный башкирский
Деловой этикет
Научись играть в шахматы!
Дружи со спортом!
Говори публично!
Танцуй!
Садись за руль
Танцуй башкирские танцы
Итого

Кол-во часов в неделю

Итого часов за год

X

XI

X

XI

1
1
1
1
1
1

1

34
34
34
34
34
34

34

1
7

1
1
1
1
1
1
7

34
238

34
34
34
34
34
34
238


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».