Учебный план ФМОБУ лицей № 1 с. Большеустьикинское Лемезтамакская СОШ им. Вафы Ахмадуллина д. Кутушево 2023-2024 уче. год

Пояснительная записка к учебному плану филиала МОБУ лицей №1
с.Большеустьикинское МР Мечетлинский район Республики
Башкортостан Лемезтамакская СОШ им.В.Ахмадуллина д. Кутушево
им. В.Ахмадуллина
Учебный план
ФМОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское
Лемезтамакская СОШ им.В.Ахмадуллина д. Кутушево МР Мечетлинский
район Республики Башкортостан разработан на основе:
 Конституции Российской Федерации;
 Закона № ФЗ-273 « Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г.;
 Закона Республики Башкортостан от 01.07.2015 № 696-3 « Об
образовании в Республике Башкортостан»;
 Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования (приказ от 31.05.2021 № 286
Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», зарегистрированный в Минюсте России
05.07.2021, регистрационный номер 64100).
 Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказ от 31.05.2021 № 287 Министерства
просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021,
регистрационный номер 64101);
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (приказ от 12.08.2022 № 731 Министерства
просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования», зарегистрированный в Минюсте России 12.09.2022,
регистрационный номер 70034);
 Приказ Министерства Просвещения РФ от 18.05.2023 №372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы НОО»
(зарегистрированный в Минюсте России 12.07.2023, регистрационный
номер 74229);
 Приказ Министерства Просвещения РФ от 18.05.2023 №370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы ООО»
(зарегистрированный в Минюсте России 12.07.2023, регистрационный
номер 74223);
 Приказ Министерства Просвещения РФ от 18.05.2023 №371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы СОО»
(зарегистрированный в Минюсте России 12.07.2023, регистрационный
номер 74228);
 Методических рекомендаций по введению обновленных ФГОС НОО и
ООО (письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03);

 Методических рекомендаций по введению обновленных ФГОС НОО и
ООО (письмо Минобрнауки РБ от 21.02.2022 № 04-05/197);
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиолгические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. № 413«Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования», (с
изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.,
29 июня 2017 г.);
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.02.2022 № 69 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам-образовательным
программам
начального
общего,
основного общего и среднего общего образования», утвержденный
приказом Министерства просвещения российской Федерации от 22
марта 2021г. №115
 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012
года №84-р об обязательном изучении комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
 Письма Минобрнауки России от 25.05.2015 г № 08-761 «Об изучении
предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики»
и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
 Решение заседания Коллегии Министерства образования и науки
Республики Башкортостан от 24.04.2023. об организации изучения
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» («Родной язык и родная литература») при введении
обновленных
федеральных
государственных
образовательных
стандартов;
 Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г №1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
 Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г №1025 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы












основного общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г №1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
02.09.2020 № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования". (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59783);
Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 № 858 « Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных
учебников (зарегистрирован 01.11.2022 № 70799).
Устава МОБУ лицей №1с.Большеустьикинское МР Мечетлинский
район РБ;
Образовательной программы НОО, ООО, СОО ФМБОУ лицей №1
с.Большеустьикинское Лемезтамакская СОШ им. В. Ахмадуллина д.
Кутушево МР Мечетлинский район Республики Башкортостан;
Годового календарного учебного графика.
Письма Министерства образования и науки Республики Башкортостан
от 12 июля 2022 года №04-05/692 от 12 июля 2022 года

Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение
государственного образовательного стандарта по классам и образовательным
областям.
В соответствии с Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 2 «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиолгические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» и Постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или)
безвредности
для
человека
факторов
среды
обитания»
продолжительность урока во 2-11 классах по 40 минут. Обучение в 1-м
классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в
первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); во втором
полугодии (январь – май) – по 4 урока по 40 минут каждый.
Режим работы: пятидневная учебная неделя для 1-11классов.

Стандарт предъявляет требования к соотношению обязательной части
основной образовательной программы и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Основные образовательные программы в
соответствии с требованиями ФГОС НОО разрабатываются в соотношении
80/20 %, ФГОС ООО – 70/30%, ФГОС СОО – 60/40%.
Учебный план школы предусматривает выполнение государственной
функции школы – обеспечение базового общего образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания
образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива образовательной организации, с учетом мнения коллегиального
органа школы.
Начальное образование
Начальные классы учатся по обновленным Федеральным
государственным образовательным стандартам начального общего
образования. Учебный план школы построен в соответствии с нормативным
документом ФГОС начального общего образования.
Согласно ч.2. ст. 14 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «ОБ образовании в
Российской Федерации» преподавание и изучение государственных языков
республик Российской Федерации не должно осуществляться в ущерб
преподаванию и изучению государственного языка РФ.
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный
срок освоения образовательных программ начального общего образования
при 5-дневной учебной неделе в 1-4 классах.
Продолжительность учебного года:1 класс - 33 недели, 2-4 классы-34
учебных недель.
Обязательная часть реализуется через следующие предметные
области и учебные предметы:
- русский язык и литературное чтение (русский язык, литературное чтение);
- родной язык и литературное чтение на родном языке
- иностранный язык (иностранный язык (английский));
- математика и информатика (математика);
- обществознание и естествознание (окружающий мир) (окружающий мир);
- основы религиозных культур и светской этики (основы религиозных
культур и светской этики);
- искусство (музыка, изобразительное искусство);
- технология (технология);
- физическая культура (физическая культура);
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
начального образования:
• формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их
к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

• готовность обучающихся к продолжению образования на последующих
уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным
технологиям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано: на увеличение
учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих
различные интересы обучающихся.
Для начального общего образования при реализации обязательной
части образовательной программы используются федеральные рабочие
программы по всем предметам.
Для начального общего образования представлены пять вариантов
учебного плана:
- вариант 3 - для общеобразовательных организаций, в которых
ведется обучение на русском языке, но наряду с ним изучается один из
государственных языков республик Российской Федерации и (или) один из
языков народов Российской Федерации для 5 – дневной учебной недели.
Изучение предмета «Русский язык» направлено на развитие речи,
мышления, воображения обучающихся, способности выбирать средства
языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного
эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение
познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь.
Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике
русского языка. Обучающиеся овладевают умениями правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические
высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого
объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса,
письма).
Изучение предмета «Литературное чтение» ориентировано на
формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности
младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды
пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной
детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств
школьника, способного к творческой деятельности.
Изучение предмета «Родной язык» направлено на развитие
языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и
монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые
способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку,
трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям
родного края. Изучается на основании заявлений родителей и законных

представителей обучающихся.
Изучение предмета «Литературное чтение на родном языке»
направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении
родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней.
«Иностранный язык» в начальной школе изучается со 2 класса.
Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении,
аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание,
мышление, память и воображение младшего школьника; способствует
мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
Изучение предмета «Математика» направлено на формирование
первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения,
математической речи, формирование предметных умений и навыков,
необходимых для успешного решения учебных и практических задач и
продолжения образования. Особое место уделяется обеспечению
первоначальных представлений о компьютерной грамотности обучающихся.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир»
направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему селу, своей
Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми;
понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к
рациональному постижению мира на основе глубокого эмоциональноценностного отношения к нему. Особое внимание уделяется формированию
у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о
поведении в экстремальных ситуациях, т. Е. основам безопасности
жизнедеятельности.
Изучение предметов «Музыка», «Изобразительное искусство»
направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному
восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
На изучение предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» в урочное
время отводится 0,5 часов в неделю и 0,5 ч во внеурочной деятельности.
Учебный
предмет
«Технология»
формирует
практикоориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет
реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении
других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное
искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуальнопрактической деятельности обучающегося; это, в свою очередь, создает
условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и
вариативности мышления у младших школьников. На изучение предмета
«Технология» отводится 0,5 часов в неделю.
Занятия по предмету «Физическая культура» направлены на
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и
всесторонней физической подготовленности обучающегося. На изучение
предмета «Физическая культура» отводится 1,5 часа в неделю в 1-3 классах, 1
час в неделю в 4 классе.

В учебный план 4 класса включен 1 час в неделю на изучение
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ,
осуществлялся родителями (законными представителями) обучающихся и
зафиксирован
письменными
заявлениями
родителей
(законных
представителей) обучающихся, а также протоколом родительского собрания.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, по заявлению родителей (законных представителей), может
быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части учебного плана. Это
также отражается в письменных заявлениях родителей (законных
представителей), протоколом родительского собрания.
Учебные предметы учебного плана обеспечены программным,
учебно-методическим
материалом,
утвержденным
Министерством
просвещения Российской Федерации. Список учебников соответствует
утвержденному федеральному перечню учебников.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет
не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Промежуточная аттестация обучающихся по итогам четверти (2-4
классы), осуществляется на основе результатов текущего контроля
успеваемости за период.
Годовая промежуточная аттестация для 2-4 классов проводится в
форме итоговых контрольных работ по математике, диктанта по русскому
языку, сдачей нормативов по физической культуре и тестовых заданий по
остальным учебным предметам с 10.05.2024 г. по 22.05.2024 г. без
прекращения образовательного процесса.
Проведение промежуточной аттестации обучающихся в филиале
МОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское Лемезтамакская СОШ им. В.
Ахмадуллина д. Кутушево регулируется «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся» и единым графиком оценочных процедур.
Основное общее образование
Учебный план обеспечивает реализацию требований ФГОС,
определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня
результатов образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план:
 фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
 определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и
время, отводимое на их освоение и организацию;
 распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам.

Учебный
план
обеспечивает
преподавание
и
изучение
государственного языка Российской Федерации, а также возможность
преподавания и изучения родного языка из числа языков народов РФ. В
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в
сфере
образования,
предоставляет
возможность
обучения
на
государственных языках республик Российской Федерации и родном языке
из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а
также устанавливает количество занятий.
Вариативность содержания образовательных программ основного
общего образования реализуется через возможность формирования программ
основного общего образования различного уровня сложности и
направленности с учетом образовательных потребностей и способностей
обучающихся, включая одаренных детей и детей с ОВЗ.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе
государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих
образовательную программу основного общего образования, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В учебный план 5-9 классов входят следующие обязательные
предметные области и учебные предметы:
- русский язык и литература (русский язык, литература);
- родной язык и родная литература;
- иностранный язык (иностранный язык (английский), второй
иностранный язык (немецкий));
- математика и информатика (математика, информатика, статистика и
вероятность);
- общественно-научные предметы (История России. Всеобщая
история, обществознание, география);
- естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
- искусство (музыка, изобразительное искусство);
- технология (технология);
- физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности
(физическая культура).
Для основного общего образования при реализации обязательной
части образовательной программы используются федеральные рабочие
программы по всем предметам.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение

учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а
также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные
потребности обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана,
может быть использовано на:
 увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном
уровне;
 введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в
том числе этнокультурные;
 другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной
деятельности обучающихся.
В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируется
индивидуальная
траектория
развития
обучающегося
(содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы
образования).
Продолжительность учебного года основного общего образования
составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может
составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических
часов. Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 5-дневной
учебной неделе и 34 учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа
соответственно. Максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классах
составляет 33 часа.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Для основного общего образования представлены шесть вариантов
примерного недельного учебного плана:
 вариант 4 — для общеобразовательных организаций, в которых
обучение ведется на родном (нерусском) языке из числа языков
народов Российской Федерации.
При реализации примерного недельного учебного плана количество
часов на физическую культуру составляет 2, третий час должен быть
реализован образовательной организацией за счет часов внеурочной
деятельности и/или за счет посещения учащимися спортивных секций.
При проведении занятий по родному (нерусскому) языку из числа
языков народов Российской Федерации в общеобразовательных
организациях, где наряду с русским языком изучается родной (нерусский)
язык (5–9 кл.), по иностранному языку и второму иностранному языку (5–9
кл.), технологии (5–9 кл.), информатике, а также по физике и химии (во

время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на
две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
Часы из части, формируемой участниками образовательных
отношений, в 5-9 классах, (учитывая запросы обучающихся и их родителей
(законных представителей)) распределяются на изучение обязательных
предметов.
Изучение языков и литературы в 5-9 классах представлены учебными
предметами «Русский язык», «Литература», «Родной язык и литература»,
«Иностранный язык (английский).
Русский язык. В процессе преподавания русского языка в основной
школе осуществляется формирование и развитие ведущих компетенций:
коммуникативной,
языковой,
лингвистической,
культуроведческой.
Ориентация на интенсивное речевое развитие предполагает реализацию
коммуникативно-деятельностного
подхода
в
обучении,
решение
приоритетных задач формирования, развития и совершенствования всех
видов речевой деятельности, формирования навыков грамотной устной и
письменной речи обучающихся в разных ситуациях речевого общения.
Успешное решение задач изучения русского языка в рамках
образовательного учреждения достигается благодаря принципу взаимосвязи
уроков русского языка и развития речи с краеведческой работой, посещением
театра, музея, выставок и т.п.; интеграции преподавания русского языка с
другими предметами и в первую очередь на основе филологического
принципа сближения преподавания языка и литературы.
Литература. В основу преподавания курса литературы положен
системно-деятельностный подход, предполагающий последовательное
овладение навыками филологического анализа литературного произведения,
работу с дополнительной справочной литературой, создание собственных
текстов. Изучение литературы на базовом уровне основной школы
обеспечивает целенаправленное совершенствование важных умений
(компетенций): разные виды чтения; поиск, извлечение и обработку
необходимой информации из различных источников, ее презентацию с
формированием выраженных ораторских компетенций. Данные умения
являются универсальными и будут востребованы в старшей школе
обучающимися классов любого профиля. Речевое развитие школьников в
процессе изучения литературы помогает обеспечивать подготовку
обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и
литературе.
Английский язык. Основное назначение обучения иностранному
языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е.
способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и
межкультурное общение с носителями языка.
Немецкий язык. Основное назначение обучения иностранному языку
состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и
готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное
общение с носителями языка.

Математика. В 5-6 классах вводится как интегрированный предмет,
в 7-9 классах изучаются предметы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и
статистика».
Информатика. Данный предмет представлен в учебном плане в 7-9
классах как самостоятельный учебный предмет и направлен на обеспечение
всеобщей компьютерной грамотности .
История (История России. Всеобщая история). Цели изучения
истории в основной школе тесно связаны со стратегией модернизации
российского образования. Они ориентированы как на усвоение
обучающимися определенной суммы знаний, так и на развитие его личности,
его познавательных и созидательных способностей. При этом современная
система исторического образования ориентируется на решение задач по
социализации подрастающего поколения. Изучается по 2 часа в неделю.
Обществознание. Учебный предмет «Обществознание» на уровне
основного общего образования изучается по 1 часу в неделю в 6 – 9 классах.
Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному
принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек»,
«Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».
География. География преподается: по 1 часу в 5-6 классах, по 2 часа
в неделю в 7- 9 классах.
Физика. Преподавание физики в основной школе осуществляется с 7го класса по 2 часа в неделю.
Химия. Преподавание химии проводится на базовом уровне 2 часа в
неделю в 8- 9классах.
Биология. Преподавание биологии проводится на базовом уровне по
1 часу в 5-7 классах, по 2 ч в неделю в 8-9 классах.
«Искусство» представлено учебными предметами: «Изобразительное
искусство», «Музыка».
Изобразительное искусство Предмет «Изобразительное искусство»
преподается в 5-7 классах.
Предмет «Музыка» преподается в 5-7 классах по 0,5 часов в неделю.
Технология. На уровне основного общего образования на изучение
«Технология» выделены в 5-7 классах 1 час, в 8-9 классах 0,5 часов в неделю.
Изучение учебного предмета «Технология» построено по модульному
принципу с учетом возможностей образовательной организации.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
учебного предмета «Технология» изучается в рамках следующих
направлений: «Индустриальные технологии» («Технология. Технический
труд»); «Технологии ведения дома» («Технология. Обслуживающий труд»).
Каждое направление включает базовые и инвариантные разделы. Изучение
учебного предмета «Технология» призвано обеспечивать активное
использование знаний, полученных при изучении других учебных
предметов; формирование и развитие умений выполнения учебноисследовательской и проектной деятельности; формирование представлений
о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса. При
изучении учебного предмета «Технология» значительная роль отводится

методу проектной деятельности, решению творческих задач, моделированию
и конструированию.
Основы безопасности жизнедеятельности. На освоение учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-9 классах
отводится по 1 часу в неделю.
Физическая культура. Занятия по предмету «Физическая культура»
направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому
развитию и всесторонней физической подготовленности обучающегося. На
изучение предмета «Физическая культура» отводится 2 часа в неделю в 5-8
классах, 1 час в неделю в 9 классе.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся 5-9 классов за полугодие
проводится в форме итоговых контрольных по учебным предметам с
15.12.2023 г. по 25.12.2023 г. без прекращения образовательного процесса.
Промежуточная аттестация обучающихся 5-8 классов за год также
проводится с 10.05.2024 г. по 22.05.2024 г. без прекращения
образовательного процесса.
Учебные
Формы промежуточной аттестации
предметы
5-8 класс
9 класс
Русский язык

диктант,
сочинение,
итоговое тестирование,
контрольные
срезы
(письменная и устная
форма)

тестовая работа, диктант,
изложение,
итоговое
тестирование, контрольные
срезы
(письменная
и
устная форма)

Родной язык

диктант,
сочинение,
итоговое тестирование,
контрольные
срезы
(письменная и устная
форма)

тестовая работа, диктант,
изложение
,
итоговое
тестирование, контрольные
срезы
(письменная
и
устная форма)

Литература

сочинение,
итоговое
тестирование,
контрольные срезы
(письменная и устная
форма)

сочинение,
итоговое
тестирование, контрольные
срезы
(письменная
и
устная форма)

Родная литература

защита проектов

защита проектов

Иностранный язык
(английский язык)

контрольная
работа,
итоговое тестирование,
контрольные
срезы
(письменная и устная
форма)

контрольная
работа,
итоговое
тестирование,
контрольные
срезы
(письменная
и
устная
форма)

Иностранный язык
(немецкий)

контрольная
работа,
итоговое тестирование,
контрольные
срезы
(письменная и устная
форма)

Математика

итоговое тестирование, контрольные срезы
(письменная и устная
форма)

Алгебра

итоговое тестирование,
контрольные
срезы
(письменная и устная
форма)

тестовая
контрольные
(письменная
форма)

итоговое тестирование,
контрольные
срезы
(письменная и устная
форма)

тестовая
контрольные
(письменная
форма)

тест, устный ответ

тестовая
контрольные
(письменная
форма)

Геометрия

Информатика

контрольная
работа,
итоговое
тестирование,
контрольные
срезы
(письменная
и
устная
форма)

и

работа,
срезы
устная

и

работа,
срезы
устная

и

работа,
срезы
устная

и

работа,
срезы
устная

Всеобщая история. итоговое тестирование,
История России
контрольные срезы
(письменная и устная
форма)

тестовая
контрольные
(письменная
форма)

Обществознание

итоговое тестирование,
контрольные срезы
(письменная и устная
форма)

тестовая
работа,
контрольные срезы
(письменная
и
устная
форма)

География

итоговое тестирование,
контрольные срезы
(письменная и устная
форма)

тестовая
контрольные
(письменная
форма)

итоговое тестирование,
контрольные срезы
(письменная и устная
форма)

тестовая
контрольные
(письменная
форма)

итоговое тестирование,
контрольные
срезы
(письменная и устная
форма)

тестовая
контрольные
(письменная
форма)

Физика

Химия

и

работа,
срезы
устная

и

работа,
срезы
устная

и

работа,
срезы
устная

Биология

итоговое тестирование,
контрольные
срезы(письменная
и
устная форма)

тестовая
контрольные
(письменная
форма)

Музыка

творческий проект

-

Изобразительное
искусство

творческий проект

-

Технология

творческий проект

и

творческий проект

Основы
зачет
безопасности
жизнедеятельности

зачет

Физическая
культура

сдача нормативов

сдача нормативов

Основы духовно- защита проекта
нравственной
культуры
народов России

работа,
срезы
устная

-

Проведение промежуточной аттестации обучающихся в филиале
МОБУ
лицей
№1с.Большеустьикинское
Лемезтамакская
СОШ
им.В.Ахмадуллина д.Кутушево регулируется «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся» и графиком оценочных процедур, при разработке
которой следует придерживаться рекомендаций Минпросвещения России и
Рособрнадзора по основным подходам к формированию.
Итоговая аттестация выпускников 9 класса проводится в соответствии
со сроками, установленным Министерством образования РБ, РФ и в
соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам основного общего образования.

Учебный план-недельный (Вариант 3. 5дн. учеб.нед. с обучением на родном языке)
начального общего образования по обновленным ФГОС
филиала МОБУ лицей №1. с. Большеустьикинское МР Мечетлинский район РБ Лемезтамакская
СОШ им. В.Ахмадуллина д. Кутушево
Предметные
области

Учебные
предметы

Учебные курсы,
модули
классы

Русский язык

Русский язык и
литературное
чтение

3

4

Всего

Обязательная часть
5
5
5

5

20

Литературное
чтение

Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке

Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(«окружающий
мир»)
Основы
религиозных
культур и светской
этики

Количество часов в неделю

Родной язык и
(или)
государственный
язык республики
Российской
Федерации
Литературное
чтение на родном
языке

Иностранный
язык
Математика

1

2

3

3

3

3

12

2

2

2

2

8

2

2

2

1,5

7,5

2

2

2

6

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

1

1

Окружающий
мир
Основы
религиозных
культур и
светской этики

«Основы православной культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы религиозных культур народов
России»
«Основы светской этики»

Искусство

Технология
Физическая
культура
Итого

Музыка

0,5

0,5

0,5

0,5

2

Изобразительное
искусство
Технология

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

2
2

1,5
21

1,5
23

1,5
23

1
23

5,5
90

Физическая
культура

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору обучающихся,
родителей (з.п.) несовершеннолетних обучающихся с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, в т.ч.
дополнительные часы на изучение обязательных учебных
предметов, изучение которых проводится при наличии
возможностей

0

0

0

0

Всего

0

0

0

0

0

21

23

23

23

Справочно: количество учебных недель

33

34

34

34

Справочно: Учебная нагрузка, предусмотренная
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями при 5 дн учебной неделе, не более

21

23

23

23

Итого, часть формируемая
участниками ОО
Максимально допустимая недельная
нагрузка

90

90

Внеурочная деятельность
Курсы внеурочной
деятельности по
видам деятельности

Формы внеурочной деятельности

Всего
часов
1

2

3

4

1-4

музыка

факультатив

0,5

0,5

0,5

0,5

2

ИЗО

факультатив

0,5

0,5

0,5

0,5

2

Физическая
культура
технология

факультатив

1,5

1,5

1,5

2

6,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2

Факультатив

Учебный план-годовой (Вариант 3. 5дн. учеб.нед. с обучением на родном языке)
начального общего образования по обновленным ФГОС
филиала МОБУ лицей №1. с. Большеустьикинское МР Мечетлинский район РБ Лемезтамакская
СОШ им. В.Ахмадуллина д. Кутушево
Учебные курсы,
Предметные
Учебные
Количество часов в год
модули
области
предметы
классы
1
2
3
4
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение

Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке

Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(«окружающий
мир»)
Основы
религиозных
культур и светской
этики

Искусство

Русский язык
Литературное
чтение
Родной язык и
(или)
государственный
язык республики
Российской
Федерации
Литературное
чтение на родном
языке
Иностранный
язык
Математика

165

170

170

170

675

99

102

102

102

405

66

68

68

68

270

66

68

68

51

253

68

68

68

204

132

136

136

136

540

66

68

68

68

270

34

34

Окружающий мир

Основы
религиозных
культур и
светской этики

«Основы православной
культуры»
«Основы иудейской
культуры»
«Основы буддийской
культуры»
«Основы исламской
культуры»
«Основы религиозных
культур народов России»
«Основы светской этики»

Музыка

16,5

17

17

17

67,5

искусство

16,5

17

17

17

67,5

Технология

16,5

17

17

17

67,5

50

51

51

34

186

693

782

782

782

3039

Изобразительное

Технология
Физическая
культура

Физическая
культура

Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору обучающихся,
родителей (з.п.) несовершеннолетних обучающихся с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, в т.ч.
дополнительные часы на изучение обязательных учебных
предметов, изучение которых проводится при наличии
возможностей

Итого, часть формируемая
участниками ОО
ИТОГО, учебная нагрузка при 5-дневной
уч.неделе

0
0

0
0

693

0
0

782

782

0

Всего

0

0

782

3039

Справочно: количество учебных недель
Справочно: Учебная нагрузка, предусмотренная
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями при 5 дн учебной неделе, не более

33

34

34

34

693

782

782

782

3039

Внеурочная деятельность

Курсы внеурочной
деятельности по
видам деятельности

Формы
внеурочной
деятельности

Всего
часов
1

2

3

4

музыка

факультатив

17

17

17

17

ИЗО

факультатив

17

17

17

17

Физическая культура

факультатив

51

51

51

68

Технология

факультатив

17

17

17

17

1-4

355

Учебный план-недельный (Вариант 4. 5дн. учеб.нед. c обучением на родном языке)
основного общего образования по обновленным ФГОС
филиала МОБУ лицей №1. с. Большеустьикинское МР Мечетлинский район РБ
Лемезтамакская СОШ им. В.Ахмадуллина д. Кутушево
Предметные
области

Учебные предметы
Классы

Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература

Русский язык
Литература
Родной язык и (или)
государственный
язык республики
Российской
Федерации
Родная литература
Иностранный язык

Иностранные языки
Математика и
информатика

Математика

Общественнонаучные предметы

Информатика
История

Учебные
курсы,
модули
(при
наличии)
классы

Количество часов в неделю

V
5
3
2

VI
5
3
2

VII
4
2
2

VIII
3
2
2

IX
3
3
1,5

2
3
5

2
3
5

2
3

1
3

1
3

3
2
1

3
2
1

3
2
1

8
15
10
9
6
3

1
2

1
2

1
2

3
10

1
2
2
2
2

1
2
3
2
2

4
8
7
4
7
2

Алгебра
Геометрия
Вероятнос
ть и
статистика
История
России
Всеобщая
история

Всег
о

20
13
9,5

2

2

1

1
1

1
2
2

1
1

1
1

1

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

Технология
Физическая
культура и основы
безопасности
жизнедеятельности
Итого, обязательная часть

1

1

1

0,5
1

0,5
1

4
2

2

2

2

2

1

9

29

30

32

33

33

157

Итого, часть формируемая
участниками ОО
Итого, учебная нагрузка при 5дневной у.н.

0

0

0

0

0

0

29

30

32

33

33

157

Справочно: количество учебных недель

34
29

34
30

34
32

34
33

34
33

157

Естественнонаучны
е предметы
Основы духовнонравственной
культуры народов
России
Искусство

Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Основы духовнонравственной
культуры народов
России
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура

Справочно: Учебная нагрузка, предусмотренная нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями при 5 дн
учебной неделе, не более

2
1.5

Внеурочная деятельность
V VI

Курсы внеурочной
деятельности по видам
деятельности

Формы
внеурочной
деятельности

музыка

факультатив

ИЗО

факультатив

физическая культура
технология

секция
факультатив

0,
5
0,
5
1
1

VII VIII

0,5

0,5

0,5

0,5

1
1

1
1

IX

0,5

Всего
2
1,5

1
1

2
0,5

6
4,5

Учебный план-годовой (Вариант 4. 5дн. учеб.нед. с обучением на родном языке)
основного общего образования по обновленным ФГОС
филиала МОБУ лицей №1. с. Большеустьикинское МР Мечетлинский район РБ
Лемезтамакская СОШ им. В.Ахмадуллина д. Кутушево
Предметные
области

Учебные предметы
Классы

Русский язык и
литература
Родной язык и
родная
литература

Русский язык
Литература
Родной язык и (или)
государственный
язык республики
Российской
Федерации
Родная литература
Иностранный язык

Иностранные
языки
Математика и
информатика

Общественнонаучные
предметы

Математика

Информатика
История

Учебные
курсы,
модули (при
наличии)
классы

Количество часов в год

V
170
102
68

VI
170
102
68

VII
136
68
68

VIII
102
68
68

IX
102
102
51

680
408
323

68
102

68
102

68
102

34
102

34
102

272
510

170

170
102
68
34

102
68
34

102
68
34

952

34
68

34
68

68
68

136
340

34
68
68
68
68
17

34
68
102
68
68

136
272
238
136
238
68
51

Алгебра
Геометрия
Вероятность
и статистика
История
России
Всеобщая
история

Всего

102

68

68

34

34
34

34
68
68

34
17
17

34
17
17

34
17
17

Технология
Физическая
культура и
основы
безопасности
жизнедеятельнос
ти
Итого, обязательная часть

34

34

34

17
34

17
34

136
68

68

68

68

68

68

340

952

1020

1088

1122

1122

5338

Итого, часть формируемая
участниками ОО
Итого, учебная нагрузка при 5дневной у.н.

0

0

0

0

0

0

986

1020

1088

1122

1122

5338

Справочно: количество учебных недель

34
986

34
1020

34
1088

34
1122

34
1122

170
5338

Естественнонауч
ные предметы
Искусство

Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура

Справочно: Учебная нагрузка, предусмотренная
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями при 5 дн учебной неделе, не более

Курсы внеурочной
деятельности по видам
деятельности
музыка
ИЗО
физическая культура
технология

Внеурочная деятельность
V
VI
Формы внеурочной
деятельности
факультатив
факультатив
факультатив
факультатив

17
17
34

17
17
34

VII

VIII

17
17
34

17
34
17

IX

Всего

68
17

176

Среднее общее образование
В соответствии с ФГОС СОО учебный план среднего общего
образования определяет количество учебных занятий за 2 года на одного
обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37
часов в неделю). Расчет часов в учебном плане ведется исходя из количества
учебных недель: в 10-11 х классах – 34 учебных недель.
В школе реализуется универсальный профиль обучения.
Учебный

план

каждого

профиля

состоит

из

двух

частей:

обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав 13 учебных
предметов:

(русский язык, литература, иностранный язык, математика,

информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология,
физическая

культура

и

основы

безопасности

жизнедеятельности)

и

предусматривает изучение 3учебных предметов на углубленном уровне в
соответствии

с

выбранным

профилем

обучения:

химия,

биология,

математика.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,

определяет

время,

отводимое

на

изучение

содержания

образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива, обеспечивает реализацию социального образовательного заказа и
индивидуальное развитие обучающихся.
Обязательным

элементом

является

выполнение

обучающимися

индивидуального проекта. Индивидуальный проект представляет собой
учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в
рамках одного или нескольких учебных предметов с целью приобретения
навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных
областей

знаний

и/или

видов

деятельности,

или

самостоятельном

применении приобретенных знаний и способов действий при решении
практических задач, а также развития способности проектирования и

осуществления

целесообразной

и

результативной

деятельности

(познавательной, конструкторской, социальной, художественно- творческой,
иной).
Учебный курс «Финансовая грамотность» интегрируется с
учебными предметами: обществознание, история, математика.
Для среднего общего образования при реализации обязательной части
образовательной

программы

испольтзуются

федеральные

рабочие

программы.
По окончании

учебного года по предмету «Основы безопасности

жизнедеятельности» в 10-х классах проводятся 35 часовые военные сборы
для юношей (приказ министерства обороны Российской Федерации № 96,
Министерства образования и науки Российской Федерации № 134 от 24
февраля 2010 года «Об утверждении инструкции об организации обучения
граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их
подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях
среднего общего образования, образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования и учебных
пунктах».
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся 10 класса за полугодие
проводится в форме итоговых контрольных по учебным предметам с
15.12.2023 г. по 25.12.2023 г. без прекращения образовательного процесса.
Промежуточная аттестация обучающихся 10 класса за год также проводится
с 10.05.2024 г. по 22.05.2024 г. без прекращения образовательного процесса.

Учебные предметы
Русский язык

Формы промежуточной аттестации
диктант,

сочинение,

итоговое

тестирование,

контрольные срезы (письменная и устная форма)
Литература

сочинение, итоговое тестирование, контрольные срезы

(письменная и устная форма)
Родной

язык защита проектов

(башкирский)
Иностранный

язык комплексная

(английский язык)

контрольная

работа,

итоговое

тестирование, контрольные срезы (письменная и
устная форма)

Математика (алгебра и тестовая работа в формате ЕГЭ, контрольные срезы
начала

(письменная и устная форма)

математического
анализа, геометрия)
Информатика

тест, контрольные срезы
(письменная и устная форма)

История

тестовая работа в формате ЕГЭ, контрольные срезы
(письменная и устная форма)

Обществознание

тестовая работа в формате ЕГЭ, контрольные срезы
(письменная и устная форма)

География

тестовая работа в формате ЕГЭ, контрольные срезы
(письменная и устная форма)

Физика

тестовая работа в формате ЕГЭ, контрольные срезы
(письменная и устная форма)

Химия

тестовая работа в формате ЕГЭ, контрольные срезы
(письменная и устная форма)

Биология

контрольная работа тестовая работа в формате ЕГЭ,
контрольные срезы (письменная и устная форма)

Астрономия

тестирование

Индивидуальный

Защита проекта

проект

Основы

безопасности зачет

жизнедеятельности
Физическая культура

сдача нормативов

Проведение промежуточной аттестации обучающихся в филиале
МОБУ
лицей
№1с.Большеустьикинское
Лемезтамакская
СОШ
им.В.Ахмадуллина д.Кутушево регулируется «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся» и графиком оценочных процедур.
Итоговая аттестация выпускников 11 класса проводится в
соответствии со сроками, установленным Министерством образования РБ,
РФ и в соответствии с порядком проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Учебный план
среднего общего образования по ФГОС
филиала МОБУ лицей №1. с. Большеустьикинское МР Мечетлинский район РБ
Лемезтамакская СОШ им. В.Ахмадуллина д. Кутушево
(универсальный профиль) недельная и годовая нагрузка
Предмет области

Обязательная часть
Русский язык и литература

Родной язык и родная литература
Математика и информатика

Иностранный язык
Естественные науки
Общественные науки
Физическая культура, экология и ОБЖ

Учебные предметы

Уровен
ь

Учебные недели
Всего часов
Максимально допустимая недельная
нагрузка в соответствии с
действующими санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка за период
обучения в 10-11 классах в
соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами в
часах, итого

ито
го

Русский язык
Литература

У
Б

3
3

3
3

6
6

Родной язык
Родная литература
Алгебра и начала
математического анализа

Б
Б
У

2
1

3

2
1
4

4
2
7

Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
Иностранный язык
Физика
Химия
Биология
История
Обществознание
География
Физическая культура
ОБЖ
Индивидуальный проект

Б
Б

2
1

1
1

3
2

Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б

1
3
2
1
1
2
2
1
2
1
1
32
1

1
3
2
1
1
2
2
1
2
1
31
1

2
6
4
2
2
4
4
2
4
2
1
63
2

1

1
1

2
1

34
34
34

34
34
34

ИТОГО
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

Кол-во
часов
11
10
кла кла
сс
сс

Химия и здоровье
человека
Программирование
Подготовка к
ЕГЭ по математике

ЭК
ЭК
ЭК

2312

Учебный план
среднего общего образования по ФГОС
филиала МОБУ лицей №1. с. Большеустьикинское МР Мечетлинский район РБ
Лемезтамакская СОШ им. В.Ахмадуллина д. Кутушево
(универсальный профиль) недельная и годовая нагрузка
Количество часов в неделю (час)
X класс

Учебные
предметы

Предметная
область

Базовый
уровень

XI класс

Углублен
ный
уровень

Базовый
уровень

всего

Углубле часов в
нный
неделю
уровень
за 2
года

за 2
года

Обязательные учебные предметы
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная
литература

Математика и
информатика

Русский язык
Литература

3

Родной язык

2

Матема
тика:

Иностранные
языки
Естественные
науки
Общественные
науки
Физическая
культура,
экология и основы
безопасности и
жизнедеятельност
и

3

алгебра и
начала
математи
ческого
анализа
геометри
я

3
3

6
6

204
204

2

2

68

4

4

408
2

2

3

3

6

204

Физика

2

2

4

134

История
Обществознание
Физическая
культура

2
1

2
1

4
2

134
68

2

2

4

134

1

1

2

68

48

1632

2

68

2
4
2
1

68
136
68
34

1

34

4
2

136
68
544

Основы
безопасности
жизнедеятельности

Индивидуальный проект

9 (306)

1

15 (510)

9 (306)

1

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
География
1
1
Химия
2
2
Биология
1
1
Курсы по выбору
(элективные курсы Астрономия
1
и факультативные Методы решения
1
курсы)
задач по физике ЭК
Информатика
2
2
Обществознание
1
1
Итого:
аудиторная недельная
нагрузка, СанПин
2.4.2.2821-10

4

Английский язык

Итого: 15 (510)

Максимально допустимая

8

при 5-дневной
учебной неделе

8 (272)

8 (272)

16

34 (1156)

34 (1156)

68

2312


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».